Практически каждый человек в течение жизни сталкивался с нормами Закона о защите прав потребителей. В списке часто используемых законов в РФ Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 стоит на втором месте после Конституции РФ. Дело в том, что граждане каждый день вступают в качестве потребителя в отношения по покупке товаров, оказания услуг или выполнения работ. Вместе с тем, продавцы и подрядчики нередко нарушают свои обязательства. В таком случае потребители получают право на предъявление требования на основании Закона о защите прав потребителей, а при неисполнении требования - могут обратиться в суд.
Досудебное урегулирование спора - важный этап урегулирования спора с контрагентом. Во-первых, правильно составленная претензия в некоторых случаях поможет избежать судебного разбирательства. Во-вторых, ошибки при направлении претензии могут увеличить сроки разрешения спора, а в некоторых случаях привести к отказу в удовлетворении иска потребителя. В данной статье мы расскажем о том, как правильно потребителю подготовить и отправить претензию, чтобы выиграть суд.
Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Кроме того, потребителю надо соблюсти претензионный порядок, если он хочет через суд изменить или расторгнуть договор. При этом потребитель освобождается от обязанности направлять претензию, если у него есть основания для одностороннего отказа от договора, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, но он предпочитает обратиться в суд с иском о признании договора расторгнутым либо обращается в суд для взыскания денежных средств по расторгнутому договору.
Итак, в каких случаях обязателен претензионный порядок для потребителей:
Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
Условия договора с потребителем, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, являются недействительными (ничтожными), если такой порядок не предусмотрен законом.
Несмотря на то, что претензионный порядок по многим требованиям потребителя не является обязательным, рекомендуем перед обращением в суд составить и направить претензию, чтобы попытаться урегулировать спор миром и сократить временные затраты на судебный процесс.
В зависимости от вида заключенного потребителем договором, допущенного нарушения можно выделить следующие виды претензии потребителя:
Общий порядок направления претензий потребителями установлен Законом о защите прав потребителей. Особенности для отдельных видов претензий могут устанавливаться специальными законами и подзаконными актами. Например, особенности предъявления претензий дольщиками застройщику устанавливаются Законом № 214-ФЗ.
Претензия необязательно должна быть состоять из 20 страниц с подробным цитированием норм закона. Она может быть необъемной, но емкой по содержанию. Важно, чтобы в ней содержались важные сведения, необходимые для рассмотрения претензии контрагентом, а также позволяющие в суде подтвердить тот факт, что потребитель пытался урегулировать спор во внесудебном порядке.
Претензия составляется в свободной форме, законодательных требований к форме претензии не установлено.
Рекомендуем указать в претензии потребителя:
Претензию может подписать потребитель лично или его представитель по доверенности. Если претензию подписывают представитель, приложите к претензии копию доверенности представителя с соответствующими полномочиями.
Также рекомендуем приложить к претензии копии документов, на которые вы ссылаетесь в претензии, если у контрагента эти документы отсутствуют (например, заключения экспертизы).
Претензия юридическим лицам направляются по актуальному адресу нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, если иной порядок направления претензий не определен договором. Проверить актуальный адрес можно с помощью сервиса ФНС России. Адресатом в претензии указывайте юридическое лицо, а не руководителя организации. Претензии ИП направляются по адресу, указанному в договоре.
Рекомендуем потребителям направлять претензии Почтой России ценным письмом с описью вложения (в описи укажите “претензия о суть требования потребителя по договору наименование, № и дата договора”). Уведомление о вручении заказывать необязательно, достаточно распечатки информации о движении почтового отправления с сайта Почты России. На сайте Почты России можно отследить судьбу письма по почтовому идентификатору, указанному в квитанции.
Вы можете также вручить претензию сотруднику контрагента или направить ее на электронную почту компании, если надеетесь на скорейшее рассмотрение претензии и удовлетворение ее требований в добровольном порядке. Однако в суде такую претензию могут не признать надлежащей, так как контрагент может отрицать, что сотрудник, ее подписавший, является работником, уполномоченным принимать претензии.
И хотя закон не предусматривает обязательность претензионного порядка по спорам о защите прав потребителей, за исключением некоторых, вы можете столкнуться с “особым” мнением судьи, которые оставит иск без движения или откажет во взыскании потребительского штрафа из-за отсутствия претензии.
Юридическая фирма “Двитекс” с 2010 года защищает потребителей в судебных спорах с продавцами и подрядчиками. С нашей практикой по защите прав потребителей вы можете ознакомиться в разделе "Наш опыт". Мы регулярно следим за изменениями законодательства и практикой разрешения потребительских споров, поэтому можем предоставить вам самый эффективный и быстрый способ решения вашей проблемы. При этом мы предлагаем комплексные услуги юристов и экспертов.
Обращаясь к нам, вы в первую очередь получаете консультацию от профильного юриста. Он задаст уточняющие вопросы, детально проанализирует предоставленные документы, разработает эффективный план действий для каждого конкретного случая, оценит перспективы разрешения спора и представит вам предложение со стоимостью услуг. При этом мы гибко подходим к порядку оплаты юридических услуг, предлагая разные пакеты услуг и варианты оплаты.
Всю работу по ведению дела мы берем на себя: проверка ответчика, подготовка документов, проведение экспертизы при необходимости, защита ваших интересов до достижения желаемого результата. Ваше участие в процессе минимально: подписать договор и передать документы для работы. Мы гарантируем полную конфиденциальность полученной от вас информации.
Мы предлагаем комплексные услуги юристов по защите прав потребителей, экспертов и оценщиков.