Каждый из нас так или иначе сталкивался с индустрией туризма. Возможность воспользоваться готовым пакетом услуг, куда уже входит перелет, заказ отеля, график экскурсий для многих равна возможности хорошо отдохнуть. В этой статье мы поговорим об основных субъектах этой области деятельности: туроператоре и турагенте, посмотрим, чем они отличаются друг от друга, где зона ответственности каждого из них.
Обратимся к основному закону, регулирующему туристическую деятельность. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” определяет туроператора как лицо, занимающееся формированием туристического продукта, его продвижением и реализацией. То есть туроператор – это лицо, заключающее договор с перевозчиком, чтоб продать вам билет на чартерный рейс, выкупающее номера в отеле, разрабатывающее экскурсионный маршрут, арендующее автобус для проведения экскурсий и делающий все прочее, необходимое для хорошего отдыха потребителя туристического продукта – туриста.
Таким образом, именно туроператор отвечает за полноту и качество услуг, оказываемых в рамках договора, и внесение всех необходимых оплат. Очевидно, что это налагает на туроператора очень большую ответственность. Законодательство в сфере туризма определяет меру этой ответственности, а контролирующие государственные органы следят за тем, чтоб туроператор был способен ее нести.
Туроператор несет ответственность в следующих случаях:
Все туроператоры внесены в единый федеральный реестр туроператоров, который ведет государственный орган, осуществляющий надзор в сфере туризма – Федеральное агентство по туризму.
В реестре все туроператоры разделены по величине их финансовых гарантий. Чем больше финансовые гарантии (договор страхования ответственности или гарантия банка), тем больше возможностей у туриста, в случае возникновения проблем, получить назад свои деньги. Чем больше сфер, в которых работает туроператор, тем больше, по закону, должна быть величина его финансовых гарантий. Наибольшие гарантии - 50 миллионов рублей - предусмотрены для туроператоров, только начинающих деятельность в сфере туризма, связанного с выездом за границу РФ.
В случае возникновения на отдыхе проблем турист вправе предъявить туроператору претензию к качеству туристского продукта в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта, в письменной форме. Туроператор должен рассмотреть ее в течение 10 дней с даты получения.
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452) определяют туроператора как лицо, действующее на основании договора с сформировавшим тур туроператором и выданной им доверенности на заключение от имени и по поручению туроператора договоров о реализации туристского продукта.
Проще говоря, турагент занимается тем, что находит покупателей туристического продукта и заключает с ними договоры. Он действует на основании договора с туроператором, предусматривающего полномочия турагента на заключение договоров с туристами от имени туроператора. В этом договоре туроператор и турагент, кроме прочего, определяют:
Закон обязывает туроператора размещать информацию о заключивших с ним договоры турагентах на своем официальном сайте в Интернете.
Типовая форма договора, который турагент заключает с туристом, утверждается Приказом Министерства Культуры РФ.
Ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”).
Турагент несёт ответственность за нарушение прав туристов на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее (до заключения договора), прежде всего в части своевременного предоставления достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор туристских продуктов, - так говорится в письме Роспотребнадзора от 31.08.2007 года № 0100/8935-07-32 “Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания”. Практическое подтверждение этому можно увидеть при анализе судебной практики (Решение по делу № 2-5475/11, принятое Санкт-Петербургским городским судом 12 марта 2012 г.).
Юридическая фирма “Двитекс” с 2010 года защищает потребителей в судебных спорах с продавцами и подрядчиками. С нашей практикой по защите прав потребителей вы можете ознакомиться в разделе "Наш опыт". Мы регулярно следим за изменениями законодательства и практикой разрешения потребительских споров, поэтому можем предоставить вам самый эффективный и быстрый способ решения вашей проблемы. При этом мы предлагаем комплексные услуги юристов и экспертов.
Обращаясь к нам, вы в первую очередь получаете консультацию от профильного юриста. Он задаст уточняющие вопросы, детально проанализирует предоставленные документы, разработает эффективный план действий для каждого конкретного случая, оценит перспективы разрешения спора и представит вам предложение со стоимостью услуг. При этом мы гибко подходим к порядку оплаты юридических услуг, предлагая разные пакеты услуг и варианты оплаты.
Всю работу по ведению дела мы берем на себя: проверка ответчика, подготовка документов, проведение экспертизы при необходимости, защита ваших интересов до достижения желаемого результата. Ваше участие в процессе минимально: подписать договор и передать документы для работы. Мы гарантируем полную конфиденциальность полученной от вас информации.
Мы предлагаем комплексные услуги юристов по защите прав потребителей, экспертов и оценщиков.