Между гражданами и банками могут возникать правоотношения при заключении договора банковского счета (вклада), заключении кредитного договора, при переводе денежных денежных средств или при приобретении иных банковских продуктов. В настоящей статье мы поговорим о распространенных основаниях для предъявления претензии банку, а также о том, как ее правильно составить и отправить.
Претензии в банк: виды
Оснований для предъявления претензии вкладчика или заемщика в банк большое количество.
Перечислим основные виды претензий в банк:
- о нарушении сроков перевода, зачисления денежных средств
- о необоснованном списании или аресте денежных средств
- о возмещении убытков
- о досрочном расторжении договора
- о возврате необоснованно списанных комиссий за операции с денежными средствами
На практике граждане часто ищут образец претензии в банк для возврата страховой премии при досрочном погашении кредита или отказе от навязанных услуг страхования. Однако в подобных ситуациях требования о возврате страховки необходимо предъявлять не банку, а в страховую компанию (как правило, это аффилированное с банком, но отдельное юридическое лицо).
Претензия является важным шагом при урегулировании спора с банком. Во-первых, нередко грамотно составленная претензия позволяет урегулировать спор миром без обращения в суд, потери времени и денег. Во-вторых, направление претензии позволяет получить позицию банка, которую он представит в ответе на претензию, и далее решить, стоит ли обращаться в суд для разрешения спора.
Как составить претензию в банк?
Претензия в банк составляется в свободной форме, законодательных требований к форме претензии не установлено.
Рекомендуем указать в претензии в банк:
- наименование, адрес банка, в который направляется претензия
- ФИО/наименование, адрес заявителя (если претензия составляется на бланке организации, данные организации можно отдельно в шапке претензии не указывать)
- наименование документа (заголовок: “Претензия”, по желанию в заголовке можете описать суть требования претензии)
- в тексте претензии укажите реквизиты заключенного договора с банком (при наличии), иных банковских документов - оснований для предъявления требования банку, иные важные обстоятельства, рекомендуем также привести ссылки на нормы закона и условия договора, регулирующие правоотношения сторон и ваше право на предъявление претензии
- укажите ваши требования к банку (о возврате денежных средств и пр.)
- срок для исполнения требования претензии (срок определяется договором или нормой закона, по общему правилу, если специальный срок не установлен законом либо договором, применяется 30-дневный срок для ответа на претензию организации, 10-дневный срок для ответа на претензию потребителя)
- перечень прилагаемых документов
- не забудьте подписать претензию и поставить дату
Претензию может подписать заявитель лично или его представитель по доверенности. От имени юридического лица претензию подписывает единоличный исполнительный орган (руководитель организации). Если претензию подписывают представитель, приложите к претензии копию доверенности представителя с соответствующими полномочиями.
Также рекомендуем приложить к претензии копии документов, на которые вы ссылаетесь в претензии, если у банка эти документы отсутствуют.
Подготовка претензии в банк
Как направить в банк претензию?
Претензия в банк направляется по актуальному адресу нахождения банка, указанному в ЕГРЮЛ, если иной порядок направления претензий не определен договором. Проверить актуальный адрес можно с помощью сервиса ФНС России. Также адрес банка указывается на официальном сайте банка. Адресатом в претензии указывайте юридическое лицо, а не руководителя банка или отделения.
Порядок направления претензии может быть определен договором с банком. Если в договоре нет особого порядка направления претензия, рекомендуем отправлять претензию в банк Почтой России ценным письмом с описью вложения (в описи укажите наименование и суть претензии). Уведомление о вручении заказывать необязательно, достаточно распечатки информации о движении почтового отправления с сайта Почты России. На сайте Почты России можно отследить судьбу письма по почтовому идентификатору, указанному в квитанции.
Направление претензии посредством электронной почты законодательством также не запрещается. Направлять претензию нужно на электронную почту банка, указанную на официальном сайте банка. Также претензия может быть вручена сотруднику банка в отделении. В этом случае на втором экземпляре претензии сотрудник банка должен поставить отметку о получении, подпись и печать.