Ямы и дороги – это вечная тема для юмористов и чиновников. К сожалению, часто нарушение требований к качеству дорог, наличие небольших и крупных ям приводит к негативным последствиям для автолюбителей – повреждению транспортного средства. Как известно, лицо, ответственное за причинение вреда, должно отвечать за него, нести гражданско-правовую ответственность. О том, кто должен возместить ущерб при повреждении автомобиля при наезде на яму, а также о порядке возмещения ущерба расскажем в настоящей статье.
Требования к качеству дорог устанавливаются национальным стандартом - ГОСТ Р 50597-2017, утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее – «Стандарт»).
В соответствии с п. 5.2.4 указанного Стандарта покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (перечень установлен в таблицах –приложениях к Стандарту), устранение которых осуществляют в сроки, указанные в Стандарте. Например, отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, в зависимости от категории дороги должно быть устранено в срок от 1 до 12 суток. Пункт 5.3.1 Стандарта устанавливает, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4. В отношении обочин и разделительных полос указано, что должны быть устранены выбоины длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.
В силу п. 4.4. Стандарта до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение 2 часов с момента обнаружения. Таким образом, если дорожное полотно повреждено, водителя должны предупредить: открытый люк или колодец оградить, а если на дороге есть выбоины, поставить знак 1.16 «Неровная дорога» (п. 5.2.18 ГОСТ Р 52289-2019). Если знака или ограждения нет — это грубое нарушение. Вместе с тем, наличие знака «Неровная дорога» не освобождает виновника от ответственности за причиненный вред, однако может снизить его ответственность, о чем мы расскажем далее.
Вот так выглядит перечень и описание дефектов проезжей части в соответствии со Стандартом.
Дефекты покрытия проезжей части
Описание дефекта |
Вид дефекта |
Выбоина |
Местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями |
Пролом |
Полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями |
Просадка |
Деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия |
Сдвиг, волна |
Неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа |
Гребенки |
Неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа |
Колея |
Деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора |
Необработанные места выпотевания вяжущего |
Излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета |
Таким образом, требовать возмещения ущерба, причиненного автомобилю, можно, если дорожное покрытие не соответствует Стандарту (ГОСТ Р 50597-2017).
Если автомобиль застрахован по КАСКО и страхование покрывает подобный страховой случай, то автовладелец вправе обратиться в страховую компанию для получения выплаты, а уже страховая компания будет возмещать ущерб с виновника. В иных случаях обращаться с требованием нужно к виновнику – причинителю вреда.
При определении ответчика по иску о возмещении ущерба, причиненного автомобилю ямой, выбоиной на дороге, важно правильно определить лицо, отвечающее за качество дороги и соответственно отвечающее за вред, причиненный нарушением требований к ее качеству.
При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судебная практика относительно определения виновника – ответчика по делам о возмещении ущерба автомобилю из-за ямы на дороге была неоднородной. Точку в этом вопросе поставил в своем Определении Верховный суд РФ. По мнению ВС РФ, ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 18-КГ17-166).
Повреждение транспортного средства в результате наезда на яму фиксируется как ДТП. Нарушение требований ГОСТ устанавливаются инспектором ДПС, который составляет схему места происшествия, акт выявленных недостатков содержания дорожного полотна, фотографирует повреждения покрытия.
Если в аварии участвовала только одна машина, то инспектор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Важно, чтобы в нем не было указано нарушение водителем ПДД, в том числе пункта 10.1 ПДД, в противном случае водителю лучше обжаловать это определение. О негативных последствиях такого документа речь пойдет далее.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог является правонарушением, которое влечет административную ответственность. Лицо, виновное в несоблюдении требований, в частности при нарушении срока устранения дефектов покрытия проезжей части, привлекается к ответственности Постановлением по делу об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Если сотрудники ГИБДД привлекут к административной ответственности организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по содержанию данного участка дороги, то это будет дополнительным аргументом в суде при возмещении вреда.
Однако, необходимо учитывать, что согласно ст. 1083 ГК РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. По смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на причинителя вреда.
Вместе с тем, пунктом 10.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. Часто на этот пункт ссылаются ответчики по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате наезда на яму. Они указывают, что водитель не учел дорожные условия и превысил скорость движения, а если бы скорость не была превышена, водитель мог бы избежать наезда на яму. Например, в судебной практике есть пример, когда машина попала колесом в яму на дороге и получила повреждения. Собственник автомобиля предъявил иск о возмещении ущерба к организации, выполняющей ремонтные работы, указав, что ответчик проводил дорожные работы и не выставил знак "Неровная дорога". Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что были выставлены другие знаки, в том числе знак "Дорожные работы", а машина повреждена из-за превышения скорости водителем. Суд отказал в иске, так как с учетом выводов судебной экспертизы у водителя была техническая возможность избежать ДТП при скорости 50 км\час, которая была установлена дорожными знаками в качестве установленного режима ограничения скорости (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 № 88-18460/2020). В некоторых судебных делах суд возложил на истца 50 % ответственности за причиненный вред, если она нарушил рекомендуемую скорость движения.
Таким образом, дела о возмещении ущерба, причиненного автомобилю в результате наезда на выбоину на дороге, не являются однозначными. С учетом обстоятельств дела и представленных ответчиком доказательств суд может отказать в возмещении ущерба, если будет отсутствовать основания для возмещения ущерба или при наличии оснований для освобождения виновника от возмещения ущерба, указанных в ст. 1083 ГК РФ. Важно при оформлении ДТП и в дальнейшем в судебном процессе доказать, что со стороны водителя не было нарушений ПДД (водитель двигался с допустимой скоростью), техническая возможность предотвратить ДТП у водителя отсутствовала (например, из-за плохой видимости, наличия луж, темного времени суток и прочего водитель не мог заметить яму и объехать ее). Часто по данной категории дел назначается судебная экспертиза, чтобы установить наличие вины водителя.
При этом суды не дали какой-либо оценки тем обстоятельствам, что ДТП произошло в темное время суток, а в нарушение требований Государственных стандартов ответчик не оборудовал ограждениями место проведения дорожных работ. Кроме того, суд установил нарушение Правил дорожного движения со стороны истца в отношении впереди идущего автомобиля. Между тем судом не исследовался вопрос о том, были ли нарушены истцом Правила дорожного движения при перестроении и движении по участку дороги, на котором находилось препятствие в виде ямы, в результате наезда на которое автомобиль истца получил механические повреждения (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2019 № 83-КГ19-9).
Общие основания для возмещения ущерба, причиненного имуществу, – 4 компонента успеха деликтного иска:
Далее мы приведем общую инструкцию по возмещению ущерба, причиненного нарушением дорожного покрытия. Вместе с тем, данная инструкция предполагает общий порядок возмещения вреда и не учитывает нюансов каждой конкретной ситуации. В подобных ситуациях мы рекомендуем обращаться для консультации к юристу.
Если организация (ИП) требует взыскать денежные средства со страховой компании по КАСКО, необходимо соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора. Для этого потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение 10 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Если же пострадал автомобиль физлица, которое не является ИП и не использует поврежденное имущество для предпринимательской деятельности, то для урегулирования спора по КАСКО при сумме возмещения более 500 тыс. руб. ему нужно обратиться с заявлением о восстановлении нарушенного права к страховщику, затем к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, и только после этого, если понадобится, в суд. Финансовый уполномоченный должен рассмотреть ваше обращение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения. Течение этого срока может быть приостановлено, в частности, для проведения независимой экспертизы (оценки). Кроме того, в сроки рассмотрения обращения и приостановления рассмотрения спора не включается, в частности, период со дня назначения независимой экспертизы (оценки) по день представления имущества для осмотра (если такой осмотр необходим). По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его подписания и подлежит исполнению страховщиком. Если страховщиком не исполняются вступившее в силу решение либо условия соглашения, то для приведения их в исполнение финансовый уполномоченный в порядке и сроки, установленные законом, на основании вашего заявления выдает (направляет для принудительного исполнения) удостоверение, являющееся исполнительным документом. По общему правилу, если финансовым уполномоченным в установленные сроки не принято решение по вашему обращению, прекращено его рассмотрение, а также если вы не согласны с решением финансового уполномоченного, вы можете обратиться в суд.
В иных случаях, в том числе если автомобиль не застрахован и вы обращаетесь с иском о возмещении вреда к причинителю вреда, обязательный досудебный порядок не предусмотрен. Но до подачи иска в суд рекомендуем направить претензию виновнику.
В претензии укажите:
Перед тем, как обратиться в виновнику с претензией или иском, необходимо выяснить, какая организация отвечает за содержание дороги. Об этом может быть указано в материалах ГИБДД, а если не указано вы можете направить запрос собственнику (балансодержателю дороги), который зависит от уровня автомобильной дороги. Получить сведения о собственнике можно с помощью открытого реестра.
Кроме того, для обращения с требованием к виновнику или в суд, необходимо установить размер ущерба. Для этого необходимо заказать независимую оценку размера ущерба. Сохраните договор с экспертной организацией и платежные документы, на их основании вы сможете возместить ущерб.
Исковые заявления о возмещении ущерба по общему правилу подается в суд по месту нахождения ответчика.
При обращении в суд общей юрисдикции важно также правильно определить родовую подсудность. Иски о возмещении ущерба в сумме менее 50 тыс. рублей подсудны мировому суду, иски при сумме взыскания свыше 50 тыс. рублей - городскому (районному) суду.
Исковое заявление в суд составляется в письменной форме.
Исковое заявление должно содержать:
Можно указывать и другую информацию, если она имеет значение для рассмотрения дела. Кроме того, истец вправе сразу приложить и ходатайства: об истребовании доказательств от ответчика или третьих лиц или о применении обеспечительных мер.
В шапке иска указывается наименование суда, данные истца, ответчика, третьих лиц, а также рекомендуется указать цену иска, размер госпошлины, как определена подсудность.
В тексте иска о возмещении ущерба, как правило, указываются обстоятельства дела - основания для возмещения ущерба после ДТП (сведения о ТС, реквизиты СТС на ТС, которому причинен ущерб, сведения о страховании имущества, реквизиты страхового полиса, если застраховано, реквизиты документа, в котором установлены факт ДТП, причина ДТП, сведения о повреждении дорожного покрытия и какие нормативы нарушены, сведения о размере ущерба, иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец).
В конце иска указываются требования истца к ответчику, а также перечень документов, прилагаемых к иску. В просительной части сформулируйте четко исковые требования.
В зависимости от того, к кому предъявляются требования, основные требования в исковом заявлении могут быть следующие:
Что можно требовать с виновника, если машина пострадала из-за ямы на дороге?
Не забудьте подписать иск и поставить дату документа. Иск может подписать сам истец или его представитель при наличии полномочия подписывать исковое заявление в доверенности представителя.
Если исковое заявление соответствует всем формальным требованиям, то оно будет принято, и суд назначит дату рассмотрения дела.
Если исковое заявление не соответствует требованиям, то оно будет оставлено без движения, а в некоторых случаях возвращено заявителю.
При подаче иска о возмещении ущерба после ДТП в суд необходимо приложить следующие документы:
Процесс взыскания денежных средств в суде не бесплатный, для подачи иска необходимо оплатить госпошлину либо заявить ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки уплаты госпошлины в установленном порядке (в отдельных случаях истцы освобождаются от уплаты госпошлины, в этом случае необходимо указать основание освобождения от уплаты пошлины). В противном случае суд вынесет определение об оставлении иска без движения, в котором предложит устранить допущенные нарушения.
Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ и по делам о взыскании денежных средств зависит от цены иска и подведомственности спора (в арбитражных суда взыскание денег “дороже”).
Рассчитайте пошлину за рассмотрение иска о взыскании денежных средств судом общей юрисдикции с помощью онлайн-калькулятора. Калькулятор пошлины за рассмотрение иска арбитражным судом здесь. При расчете пошлины укажите вид требования "имущественное" и цену иска.
Перед подачей иска в суд один экземпляр иска и документов к нему направьте ответчику ценным письмом с описью вложения (уточните действующий адрес компании в ЕГРЮЛ на сайте ФНС), а копию квитанции и описи вложения приложите к иску в суд.
Таким образом, 1 экземпляр иска + документов - для суда, 2 экземпляр иска + документов - для ответчика, а 3 экземпляр иска для истца (если истец подает нарочно иск в экспедицию суда, то на данном экземпляре суд делает отметку о приемке).
Исковое заявление в суд может быть подано:
Таким образом, подготовка и направление иска в суд должны включать в себя следующие действия:
Мы предлагаем комплексные услуги юристов по защите интересов доверителей в судах.