Административные правонарушения - явление довольно распространённое. Пожалуй, сложно найти компанию, в отношении которой ни разу не выносилось предписание административным органом. Дело в том, что административное законодательство затрагивает очень широкий круг правоотношений в сфере дорожного движения, экологии, налогового и таможенного законодательства, защиты персональных данных, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и прочих сфер жизнедеятельности человека. Большинство противоправных действий карается административным наказанием, и только некоторые, представляющие значительную общественную опасность, влекут уголовную ответственность.
Нормы Кодекса об административных правонарушениях очень запутанны, в них сложно разобраться гражданам без юридического образования. Поэтому мы решили подготовить материал, разъясняющий порядок привлечения к административной ответственности, права и обязанности привлекаемых лиц и порядок обжалования административного наказания. В настоящей статье мы поговорим о порядке привлечения к административной ответственности, а также о том, как оспорить незаконное постановление по делу об административном правонарушении.
Гражданина, должностное лицо или организацию привлекут к административной ответственности, если установлена вина указанных лив в совершении правонарушения и не истек срок давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 1.5, ст. 4.5 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении возбуждают, когда есть повод, предусмотренный ч. 1 - 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ.
обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
поступившие из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
фиксация административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи
Права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защищают его законные представители (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ). Также привлекаемое к ответственности лицу для получения юридической помощи может привлечь защитника (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).
По общему правилу о совершении административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол. Однако в некоторых случаях протокол может не составляться.
Протокол об административном правонарушении не составляется:
Важно, чтобы о составлении протокола об административном правонарушении был извещен законный представитель привлекаемого лица. Извещение представителя, действующего по доверенности, может считаться надлежащим извещением, только если это доверенность на участие в конкретном административном деле.
При составлении протокола законному представителю привлекаемого лица разъясняются права и обязанности по КоАП РФ, он дает объяснения и знакомится с протоколом, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, он вправе подписать протокол, ему под расписку вручается копия протокола (ч. 2 - 4, 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ). В отсутствие законного представителя протокол может быть составлен, если законный представитель был извещен в установленном порядке.
Если по делу об административном правонарушении должна быть проведена экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в иных определенных законом случаях, по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Решение о проведении административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения и оформляется определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (либо постановлением прокурора). В этом случае законному представителю привлекаемого лица также разъясняются права и обязанности по КоАП РФ. Копия определения в течение суток также вручается под расписку либо высылается законному представителю.
Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, органы и должностные лица в соответствии со своей компетенцией, установленной гл. 23 КоАП РФ. В случаях, указанных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, административные дела в отношении юрлиц рассматриваются судьями арбитражных судов.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, однако из этого правила есть ряд исключений (ст. 29.5 КоАП РФ). О назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове сторон, об истребовании доказательств должностное лицо, суд или орган выносит определение.
Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может выносится постановление:
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано.
Как было отмечено ранее, протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это описание события правонарушения по мнению должностных лиц или уполномоченного органа. Требования к содержанию протокола установлен ст. 28.2 КоАП РФ: в нем указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Привлекаемое лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Обжалование протокола об административном правонарушении не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данный документ по делу об административном правонарушении не является итоговым, он не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Протоколом только фиксируется событие, на основании чего возбуждается дело об административном правонарушении. Протокол является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении является основанием для привлечения гражданина, должностного лица или компании к административной ответственности. То есть суд или уполномоченный орган по результату рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (протокола и иных доказательств) принимает решение о наличии или отсутствии вины, события правонарушении и при наличии оснований для привлечения к административной ответственности выносит постановление о назначении административного наказания. Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано.
Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по общему правилу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. По административным правонарушениям при проведении выборов и референдумов (ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ) жалоба подается в течение 5 суток.
Срок на подачу жалобы, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Перечислим главные основания для отмены постановлений о привлечении к административной ответственности:
Приложите к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении следующие документы:
копия постановления по делу об административном правонарушении
копии документов, подтверждающие доводы заявителя, изложенные в жалобе
копия документа, удостоверяющего личность (для заявителей - физических лиц), копия свидетельства о регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя
копии решений по результатам рассмотрения жалоб, если такие решения вынесены
копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении (в производстве по делу об административном правонарушении участвуют лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц, прокурор)
копия документа, удостоверяющего полномочия представителя (если жалоба подписана представителем)
ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы, копии документов, подтверждающих уважительность причин (если жалоба подается позже установленного срока)
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление по делу, или непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным рассматривать жалобу. В первом случае жалоба передается в вышестоящий орган (суд), уполномоченный рассматривать жалобу, в течение 3 суток (а при оспаривании приостановления деятельности юридического лица, административного ареста или выдворения - в тот же день).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана нарочно, письмом по почте или через электронную систему (если имеется техническая возможность в соответствующем органе власти).
Вышестоящий орган, должностное лицо должны рассмотрение жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в течение 10 дней.
Районный суд рассматривает жалобу на постановление по общему правилу в течение 2 месяцев (сокращенный срок рассмотрения по административным правонарушениям в сфере проведения выборов и референдумов, а также при рассмотрении жалоб на административный арест или выдворение, приостановление деятельности).
О дате и времени рассмотрения жалобы извещаются все лица, участвующие в деле. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом, как правило, проводится 2-3 судебных заседания. Рекомендуется принять участие в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы, чтобы поддержать изложенные в жалобе доводы и представить развернуто суду свою правовую позицию.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения направляется лицу, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в течение 3 суток.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Юридическая фирма “Двитекс” предлагает комплексные услуги по защите ваших интересов при проведении проверок государственными органами, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, а также обжаловании постановлений о назначении административного наказания в вышестоящем органе и в судах. Мы с 2010 года защищаем предпринимателей по делам об административных правонарушениях и добились серьезных результатов.
Мы подберем оптимальную стратегию защиты, исходя из нюансов вашей ситуации, соберем доказательства, подготовим необходимые процессуальные документы и представим ваши интересы при рассмотрении дела об административном правонарушении во внесудебном порядке и в суде. Всю работу мы берем на себя. Ваше участие в процессе минимально: подписать договор и передать документы для работы.
Ознакомиться со стоимостью и условиями оказания услуг юриста по делам об административных правонарушениях вы можете здесь.
Мы предлагаем комплексные услуги юристов по защите интересов доверителей в судах.