Для начала постараемся объяснить, что такое "суброгация". Потерпевший от залива собственник квартиры может предпочесть не ввязываться в долгий судебный спор с виновником залива, а воспользоваться оплаченной ранее страховкой на случай залива. В таком случае страховая компания, выплатив потерпевшему лицу страховое возмещение, приобретет право требования к виновнику. То есть уже страховая компания будет предъявлять требования к виновнику залива о возмещении ущерба (в размере выплаченного страхового возмещения). Исходя из практики, фактически в 100 % случаев страховые компании не забывают предъявить иск к виновнику.
Поэтому виновнику залива, к которому не обратился потерпевший для возмещения ущерба, должен быть готовым защищаться по иску, предъявленному страховой компанией. При получении претензии от страховой компании действия виновника залива зависят от различных обстоятельств дела: установлена ли ваша вина в произошедшем залива, насколько обоснованная предъявлена к вам претензия.
Самый важный критерий предъявления к вам претензии страховой компанией в порядке суброгации - это доказанность вашей вины в происшествии. Не стоит забывать, что в ряде случаев протечка, произошедшая из вашей квартиры может быть связана с ненадлежащим оказанием услуг управляющей организацией (ТСЖ), ненадлежащим содержанием общедомового имущества, которое может повлечь гидроудар, разрывы и прочие причины протечки. Поэтому во многих спорах о заливах рекомендуется провести экспертизу с целью установления причин протечки. Кроме того, в ряде случаев за ущерб, причиненный соседям, должны отвечать "забывчивые" наниматели вашей квартиры. Поэтому если у вас есть возможность "зацепиться" за отсутствие вашей вины в происшествии, то стоит заказать независимую экспертизу с целью определить причину протечки и виновника залива, на основании заключения эксперта подготовить возражения на претензию (иск) страховой компании.
Если же ваша вина в произошедшем очевидна, при этом сумма возмещения не завышена, страховая компания предоставила все документы, подтверждающие обоснованность ее требования (документы, подтверждающие факт залива, размер причиненного ущерба, устанавливающие вашу вину в заливе, а также подтверждающие выплату страховой компанией возмещения потерпевшему), то рекомендуем выплатить требуемую сумму во внесудебном порядке, так как обращение страховой компании в суд повлечет для вас только дополнительные расходы (вам придется возместить не только сумму ущерба, но компенсировать все судебные расходы - госпошлину за рассмотрение иска, расходы на юриста, проведение экспертизы и оценки и прочие расходы).
Итак, за что виновник залива может "зацепиться" в споре со страховой компанией?
- отсутствие вины в произошедшем. Это, пожалуй, самый важный аргумент. Если вы докажете, что вашей вины в заливе нет, то в удовлетворении иска страховой будет отказано. Для этого установления "отсутствия вашей вины" вы можете ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Рекомендуем предварительно посоветоваться со специалистами, чтобы оценить шансы на получение заключения судебного эксперта в вашу пользу. Кроме того, вы можете заказать "свою" независимую экспертизу и предоставить заключение эксперта, которое должно быть рассмотрено судом наравне с другими доказательствами, суд в этом случае также может назначить судебную экспертизу по своей инициативе либо о ней будет ходатайствовать страховая компания. В случае выигрыша все судебные издержки, понесённые вами, будут возмещаться страховой компанией (в том числе расходы на юриста и экспертизу).
- размер ущерба завышен. Такие ситуации тоже встречаются на практике. В этом случае также потребуется судебная экспертиза с целью установить размер причиненного ущерба.
- если вы уже возместили ущерб потерпевшей стороне. Мошенничество со стороны потерпевшего лица также возможно (данное лицо может получить от вас компенсацию ущерба, а затем обратиться в страховую компанию), поэтому важно сохранять документы, подтверждающие, что вы уже возместили причиненный ущерб (соглашение между вами и потерпевшим лицом либо претензия потерпевшего, на основании которой вы произвели выплату, документы, подтверждающие перевод денег или расписка потерпевшего о получении наличных средств)
- пропуск сроков исковой давности страховой компанией. Такие ситуации бывают реже, так как у страховой компании обычно целый штат юристов, но все-таки встречаются. Помните о том, что срок исковой давности в этом случае составляется 3 года с даты наступления страхового случая.
- ошибки в акте осмотра. Один из способов защиты - это исключить из доказательств акт осмотра, выявив в нем ошибки или доказав наличие нарушений при его составлении. Не все УК обладают достаточным опытом в его составлении, поэтому могут допускать ошибки, которые "на руку" виновнику залива. При этом акт о заливе - важный документ, на котором во многом страховая компания основывает свои требования. Подробнее об акте о заливе читайте отдельную статью.
- иные ошибки и недочеты страховой компании. Страховая компания может тоже допустить "промахи" при составлении документов. Однако заметить такие нюансы и обратить их в свою пользу под силу только опытному юристу.