Данная статья будет полезна тем, кому предстоит в ближайшее время приемка квартиры или нежилого помещения в новостройке. Приемка объекта долевого строительства - важный шаг при приобретении недвижимости в новостройке. Некоторые ошибки дольщиков при приемке могут повлечь серьезные последствия в будущем (отказ в регистрации права собственности, снижение неустойки за нарушение сроков передачи и пр.). Благодаря советам наших юристов, вы сможете избежать многих ошибок при приемке квартиры по ДДУ. Рекомендации, данные в настоящей статье, основываются на законе и судебной практике рассмотрения подобных споров с застройщиками.
- Как узнать о выдаче ключей в новостройке?
- В какой срок дольщик должен приступить к приемке квартиры в новостройке?
- Что делать, если срок для приемки пропущен?
- Сколько времени отводится на приемку квартиры в новостройке?
- Можно ли пригласить эксперта на приемку квартиры в новостройке?
- Что делать, если при приемке обнаружены дефекты?
- Как правильно зафиксировать недостатки и предъявить претензии застройщику по качеству?
- В какой срок застройщик должен устранить обнаруженные строительные недостатки?
- Что делать, если застройщик не устранил дефекты, указанные в акте осмотра?
- Как правильно подписывать передаточный акт с застройщиком?
- Что делать, если площадь квартиры в новостройке изменилась?
- До какого момента исчисляется неустойка за просрочку: до дня получения уведомления от застройщика о выдаче ключей или подписания акта?
- Уже после приемки квартиры в новостройке обнаружены дефекты: могу ли я предъявить застройщику требование об устранении?
- Если я не хочу ждать устранения дефектов застройщиком, могу ли я устранить их самостоятельно и потребовать от застройщика компенсации расходов?
- Могу ли я не принимать квартиру, если есть претензии по состоянию общедомового имущества и благоустройству?
Как узнать о выдаче ключей в новостройке?
Сообщение о завершении строительства должно быть направлено застройщиком заказным письмом с описью вложения и уведомлением по почтовому адресу дольщика (указывается в договоре) или вручено лично под расписку. Закон не предусматривает иные способы уведомления (смс, телефон и пр.) и возможности изменить способ уведомления договором, однако некоторые застройщики дополнительно используют альтернативные способы уведомления (смс, звонок менеджера, новость на сайте и в социальных сетях). Но дольщику необходимо учитывать, что установленный срок для начала приемки начинает исчисляться со дня официального уведомления заказным письмом.
В какой срок дольщик должен приступить к приемке квартиры в новостройке?
По общему правилу дольщик обязан приступить к приемке в течение 7 рабочих дней с даты получения сообщения от застройщика. Однако иной срок может быть предусмотрен ДДУ.
Что делать, если срок для приемки пропущен?
Нередко бывает, что по различным обстоятельствам дольщик не получает письмо от застройщика и пропускает срок для приемки. В этом случае дольщику необходимо учитывать, что единственным негативным последствием пропуска срока для начала приемки может быть составление застройщиком одностороннего акта.
Такой односторонний акт означает, что застройщик исполнил свои обязательства перед дольщиком:
- со дня составления одностороннего акта к дольщику переходит риск случайной гибели объекта долевого строительства
- со дня составления одностороннего акта неустойка за нарушение срока передачи объекта прекращает исчисляться
- односторонний акт является основанием для регистрации права собственности дольщика на квартиру в Росреестре (данный документ заменяет двусторонний передаточный акт)
Если в течение установленного срока у вас не получается приступить к приемке, в том числе по причине, зависящей от застройщика (нет свободных дат для приемки в этот период), отправьте застройщику сообщение о готовности приступить к приемке с просьбой назначить дату приемки. Отправка такого сообщения не составит большого труда, вместе с тем избавит от множества негативных последствий, если застройщик будет недобросовестно заявлять об уклонении дольщика от приемки.
Сколько времени отводится на приемку квартиры в новостройке?
Закон не регламентирует длительность приемки квартиры в новостройке. Поэтому вы вправе осматривать квартиру столько времени, сколько вам нужно, не обращая внимания на "регламенты застройщика" и возражения менеджера.
Можно ли пригласить эксперта на приемку квартиры в новостройке?
Да, это ваше право. Закон никак не ограничивает дольщика в этой части. Для устранения возражений со стороны менеджера застройщика вы можете оформить доверенность на специалиста.
Что делать, если при приемке обнаружены дефекты?
При строительстве многих новостроек застройщики допускают отступление от строительных норм. Большое количество дефектов дольщики обнаруживают в квартирах с отделкой от застройщика.
При обнаружении строительных недостатков вы вправе требовать от застройщика составления акта осмотра (дефектовочного акта). Если застройщик отказывается подписывать такой акт, то в день приемки отправьте претензию застройщику. В претензии изложите выявленные вами замечания и требование устранить данные замечания.
Как правильно зафиксировать недостатки и предъявить претензии застройщику по качеству?
Выявленные дефекты фиксируются в акте осмотра. Форма акта свободная, однако такой документ должен содержать:
- реквизиты и подписи сторон
- реквизиты договора участия в долевом строительстве
- характеристики объекта долевого строительства
- четкие и понятные описания выявленных дефектов
Оплатите и получите онлайн шаблон одностороннего акта осмотра по ДДУ
В какой срок застройщик должен устранить обнаруженные строительные недостатки?
Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. Как правило, срок устранения недостатков устанавливается договором участия в долевом строительстве. При этом необходимо учитывать положения ст. 20 Закона о защите прав потребителя, устанавливающей, что срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней.
Что делать, если застройщик не устранил дефекты, указанные в акте осмотра?
При обнаружении строительных дефектов дольщик вправе потребовать от застройщика:
- безвозмездного устранения недостатков застройщиком
- возмещения своих расходов на устранения недостатков
- уменьшения цены ДДУ
Если выявленный недостаток является существенным, то дольщик вправе расторгнуть договор участия в долевом строительстве.
Таким образом, если застройщик не устранил выявленные дефекты, вы можете отказаться от повторной приемки и предъявить одно из указанных требований. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что при отсутствии существенных недостатков, препятствующих приемке объекта недвижимости, объект стоит принять, а разбираться со строительными недостатками в течение гарантийного срока. На это обращают внимание суды: чтобы не принять объект ДДУ, основания должны быть вескими (например, в квартире невозможно жить). Для иных недостатков существует гарантийный срок.
При неисполнении застройщиком требований дольщика в добровольном порядке дольщик вправе обратиться в суд.
Как правильно подписывать передаточный акт с застройщиком?
При подписании передаточного акта (данный документ подписывается, если вы согласны принять объект долевого строительства) помните важные правила:
- не подписывайте акт без даты
- не подписывайте акт без подписи со стороны застройщика (особенно если акт напечатан с одной стороны на 2 листах, в этом случае вам может вернуться акт уже с иной датой). Поэтому рекомендуем подписывать акт при наличии подписи застройщика (сразу забирать свой экземпляр) или требовать печати акта на одном листе с двух сторон с датой.
- получите от застройщика 2 экземпляра подписанных актов, они вам потребуются для регистрации права собственности
- если акт со стороны застройщика подписан представителем по доверенности, получите от застройщика заверенную копию доверенности, это также поможет избежать отказа Росреестра в ряде случаев.
Практически во всех передаточных актах есть положение об отсутствии финансовых претензий к застройщику. Однако формулировки везде разные. Если в акте указано: “Участник не имеет финансовых и иных претензий к застройщику”, всё хорошо, можно подписывать. Подобная формулировка не несет в себе никаких рисков, и неустойку взыскать можно. Более того, мы не рекомендуем дольщикам в этом случае отказываться от подписания акта (суд может признать вас “уклонистом” со всеми вытекающими из этого негативными последствиями) или вычеркивать эту фраз, писать замечания в акте (Росреестр может отказать в регистрации права собственности по такому акту и придется просить застройщика подписать новый акт или признавать право собственности в суде). Однако застройщики бывают хитрее. Они могут предусмотреть соглашение об отступном в самом акте (например, 30 % вместо 100 % неустойки). В случае таких сомнительных формулировок в акте мы не рекомендуем подписывать акт, не проконсультировавшись с юристом относительно последствий.
Что делать, если площадь квартиры в новостройке изменилась?
По данному вопросу мы написали подробную статью (читайте по ссылке).
До какого момента исчисляется неустойка за просрочку: до дня получения уведомления от застройщика о выдаче ключей или подписания акта?
Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства исчисляется до дня исполнения застройщиком обязательств по передаче (включительно). Застройщик считается исполнившим обязательство по передаче объекта, если между дольщиком и застройщиком подписан передаточный акт (а в установленных случаях - со дня составления одностороннего акта). Поэтому с точки зрения взыскания неустойки, дата получения дольщиком сообщения о выдаче не имеет правового значения, однако она может быть важна при оспаривании одностороннего акта.
Уже после приемки квартиры в новостройке обнаружены дефекты: могу ли я предъявить застройщику требование об устранении?
Да, можете в течение гарантийного срока. Нормой ч. 5 и ч. 6 ст. 7 Закона № 214-ФЗ установлен гарантийный срок для объекта долевого строительства, поэтому дольщик вправе предъявить претензии по качеству объекта как до приемки, так и после приемки в рамках гарантийного срока.
Также, если квартира была приобретена у продавца по другому типу договора (например, купли-продажи), то гарантийный срок может быть установлен самим договором или же составляет 2 года.
Если я не хочу ждать устранения дефектов застройщиком, могу ли я устранить их самостоятельно и потребовать от застройщика компенсации расходов?
Как мы отмечали ранее, при обнаружении строительных дефектов дольщик вправе потребовать от застройщика (по своему выбору):
- безвозмездного устранения недостатков застройщиком
- возмещения своих расходов на устранения недостатков
- уменьшения цены ДДУ
Могу ли я не принимать квартиру, если есть претензии по состоянию общедомового имущества и благоустройству?
Исходя из сложившейся судебной практики, дольщик вправе не принимать квартиру только при наличии существенных дефектов самой квартиры. Наличие претензии по качеству общедомового имущества не является основанием для отказа от приемки и будет рассмотрено судом как уклонение от приемки.