Юридические услуги: Частным лицам и Бизнесу
Русский English
+7 (495) 223-48-91
Заказать звонок
Онлайн
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Меню
Юридические услуги
Частным лицам Бизнесу
Заказать звонок
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Онлайн
Русский English

Претензия о расторжении договора

  • 7 ноября 2024
  • 12 минут
  • 145
  • 11
Автор статьи
Бычков Игорь Сергеевич
  • Юрист
  • Стаж: 8 лет
Публикуем только проверенную информацию

Вы бухгалтер или аудитор?
Заработайте больше, приняв участие в партнерской программе «юрист-бухгалтер»!

Нередко бывает в жизни, что контрагенты решают расторгнуть заключенный договор (договор подряда, оказания услуг, поставки и т.д.). Происходит это по разным причинам: в связи с нарушениями условий договора другой стороной, неудовлетворенностью качеством предоставляемого исполнения другой стороной, сроками исполнения, в связи с заключением договора с новым партнером или по объективным причинам (например, при изменении жизненных обстоятельств). Расторжение договора – это одна из тем, которая порождает неисчерпаемое многообразие практических ситуаций. О том, как составить претензию о расторжении договора речь пойдет в настоящей статье.

Способы расторжения договора

Для начала необходимо отметить, что существует 3 способа расторжения договора:

  • по соглашению сторон
  • в одностороннем порядке (по заявлению одной из сторон)
  • в судебном порядке

Если стороны решают расторгнуть договор по обоюдному желанию, они заключают соглашение о расторжении договора, в котором могут быть предусмотрены условия, на которых договор расторгается.

В установленных законом или договором случаях договор может быть расторгнут одной из сторон в одностороннем порядке. Это означает, что согласие другой стороны на такое расторжение не требуется. Договор будет считаться расторгнутым с момента направления уведомления о расторжении договора, если иной момент прекращения обязательств не установлен законом или договором. При этом закон и договор могут допускать как мотивированный, так и немотивированный отказ от договора. Например, на основании ст. 782 ГК РФ договор оказания услуг может быть расторгнут заказчиком в любой момент. В силу ст. 9 Закона № 214-ФЗ ДДУ может быть расторгнут дольщиком в одностороннем порядке только при определенных нарушениях со стороны застройщика (например, нарушение срока передачи объекта более чем на 2 месяца).

При расторжении договора в судебном порядке, как и в случае одностороннего отказа, инициатива расторжения договора исходит только от одной из сторон. Но в этом случае сторона должна доказать суду предусмотренные законом основания для расторжения договора в судебном порядке. При этом договор будет считаться расторгнутым с момента вступления в законную силу решения суда.

Можно выделить следующие основания для расторжения договора по инициативе одной из сторон в судебном порядке:

  • существенное нарушение договора другой стороной. Нарушение может быть названо существенным в законе или договоре. Например, стороны могут согласовать, что нарушение поставщиком срока поставки более чем на 20 рабочих дней признается существенным нарушением. В таком случае для расторжения договора вам нужно доказать, что контрагент-поставщик совершил это нарушение. Если же нарушение не названо в законе или договоре основанием для расторжения, то надо доказать суду, в чем заключается существенность такого нарушения
  • иное нарушение, предусмотренное специальным законом или договором. Например, такие нарушения договора аренды предусмотрены в п. 3 ст. 611 и ст. 620 ГК РФ; Законом № 214-ФЗ предусмотрен ряд оснований, при которых дольщик вправе расторгнуть ДДУ в судебном порядке (не путать с основаниями для одностороннего отказа). При этом не надо доказывать, является ли нарушение существенным, в этом случае доказывается только сам факт того, что вторая сторона допустила предусмотренное нарушение
  • наступление иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором, которые не связаны с нарушением договора. Например, в договоре стороны могут предусмотреть такое основание, как изменение контрагентом цены в одностороннем порядке
  • существенное изменение обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ)

Понятие претензии и виды претензий о расторжении договора

Претензия - это документ, в котором контрагенту сообщается о том, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, а также предъявляются об устранении нарушения или иные требования, установленные законом или договором. 

Исходя из оснований и способов расторжения стоит выделить следующие виды претензий при расторжении договора:

  • уведомление об одностороннем отказе от договора (в этом документе заявитель сообщает о расторжении договора в одностороннем порядке и может потребовать от контрагента выплаты убытков, возврата аванса или выплаты иных сумм, исходя из особенностей обязательств сторон и последствий расторжения договора)
  • предложение о расторжении договора (если договор может быть расторгнут только в судебном порядке, то до подачи иска в суд заявитель должен направить контрагенту предложение расторгнуть договор на основании п. 2 ст. 452 ГК РФ)
  • претензия о неисполнении обязательств и устранении нарушений (в ряде случаев требованию о расторжении договора должна предшествовать претензия с требованием устранить допущенное нарушение, в таких ситуациях предъявление требования о расторжении договора возможно только при неустранении контрагентом нарушений в срок)

Претензия о расторжении договора может быть шагом к мирному урегулированию спора или первым шагом при подготовке заявителя (будущего истца) к обращению в суд.

Как составить претензию о расторжении договора?

Претензия (уведомление об одностороннем отказе, предложение расторгнуть договор или требование устранить нарушение) составляется в свободной форме, законодательных требований к форме претензии не установлено.

Рекомендуем указать в претензии (уведомлении, требовании, предложении контрагенту):

  • данные контрагента, которому направляется претензия (для юридических лиц - наименование, адрес, ИНН; для ИП - ФИО, ОГРНИП, адрес; для физических лиц - ФИО, адрес)
  • данные лица, направляющего претензию (ФИО/наименование, адрес; если претензия составляется на бланке организации, данные организации можно отдельно в шапке претензии не указывать)
  • наименование документа (заголовок: “Претензия по договору”, "Уведомление об одностороннем отказе от договора", "Предложение о расторжении договора", "Требование об устранении нарушения")
  • основания для предъявления требования и важные обстоятельства (реквизиты заключенного с контрагентом договора, иных подписанных документов, основания для предъявления требования со ссылкой на закон или условия договора, иные важные обстоятельства дела)
  • требования к контрагенту (уведомление об одностороннем отказе, предложение о расторжении договора, требование о возврате денежных средств, об устранении нарушения и т.д.). Если предъявляется денежное требование, рекомендуется также указать банковские реквизиты для перечисления денежных средств
  • срок для исполнения требования претензии (срок определяется договором или нормой закона; по общему правилу, если специальный срок не установлен законом либо договором, применяется 30-дневный срок для ответа на претензии, для большинства претензий потребителей установлен специальный срок - 10 дней)
  • перечень прилагаемых к претензии документов
  • дата претензии
  • подпись заявителя

Претензию может подписать заявитель лично или его представитель по доверенности. От имени юридического лица претензию подписывает единоличный исполнительный орган (руководитель организации). Если претензию подписывают представитель, приложите к претензии копию доверенности представителя с соответствующими полномочиями.

Также рекомендуем приложить к претензии копии документов, на которые вы ссылаетесь в претензии, если у контрагента эти документы отсутствуют.

Подготовка претензии о расторжении договора онлайн

Вы можете заказать комплексные услуги юриста по разрешению спора, либо только подготовку претензии юристом, либо приобрести шаблоны претензий и других документов онлайн.

Как направить контрагенту претензию о расторжении договора?

Претензия юридическим лицам направляются по актуальному адресу нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, если иной порядок направления претензий не определен договором. Проверить актуальный адрес можно с помощью сервиса ФНС России. Адресатом в претензии указывайте юридическое лицо, а не руководителя организации. 

Претензии индивидуальным предпринимателям и физическим лицам направляются по адресу регистрации по месту жительства, указанному в договоре или иных документах. 

Порядок направления претензии или уведомления о расторжении договора может быть определен договором. Если в договоре нет особого порядка направления претензия, рекомендуем отправлять претензию контрагенту Почтой России ценным письмом с описью вложения (в описи укажите наименование и суть претензии). 

Уведомление о вручении заказывать необязательно, достаточно распечатки информации о движении почтового отправления с сайта Почты России. На сайте Почты России можно отследить судьбу письма по почтовому идентификатору, указанному в квитанции.

Направление претензии посредством электронной почты законодательством также не запрещается. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого она исходит и кому адресована.

Вы можете также вручить претензию сотруднику контрагента или контрагенту лично под роспись. При вручении претензии сотруднику контрагента, важно помнить, что в суде претензию могут признать ненадлежащей, если контрагент будет отрицать, что сотрудник, ее подписавший, является его работником, уполномоченным принимать претензии. Чтобы избежать такого риска при вручении претензии сотруднику контрагента необходимо соблюсти одно из условий: а) у сотрудника должна быть доверенность, удостоверяющая полномочия принимать претензию, необходимо при вручении получить копию доверенности или сфотографировать ее на телефон ИЛИ б) на вашей копии претензии должна стоять также печать организации.

Заказать документы для взыскания долга онлайн

Сервис онлайн-заказа помогает получить готовый документ. Мы можете заказать разработку индивидуального проекта документа для защиты ваших прав у юриста или приобрести шаблоны исков для самостоятельной подготовки.

Услуги юристов по взысканию задолженности

Мы предлагаем комплексные услуги юристов по взысканию задолженности с юридических и физических лиц. Вы можете обратиться к нам на любой стадии процесса.

  • Сбор доказательств для суда
  • Подготовка и подача документов в суд
  • Защита доверителя в судебных заседаниях
  • Обжалование решения суда
  • Исполнение решения суда
  • Защита доверителей в деле о банкротстве
Требуется помощь юриста по взысканию задолженности?
Вы можете заказать комплексные услуги опытных юристов в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте
Заказать звонок
Публикации в СМИ
Смотреть все
11
  • Поделиться:
Публикуем только проверенную информацию
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Вам ответит автор статьи
Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить
Нажимая на кнопку "Комментировать", я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с условиями и содержанием политики конфиденциальности.
Комментировать
Рекомендуемые статьи
Все публикации

Расскажите нам о своей проблеме

Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы предложить готовое решение
Кигинько Дмитрий Валентинович
Генеральный директор Юридической фирмы “Двитекс”
+7 (495) 223-48-91
119180, пер. 1-й Голутвинский,
д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Онлайн:
Оплата услуг онлайн:
2010-2024 Юридическая фирма «Двитекс». Все права защищены.
Оплата услуг онлайн:
Наверх
Напишите нам, мы online!