Вопрос «Как найти клиента» является зачастую ключевым в бизнесе. Но сделка ведь важна не в качестве самоцели, а для получения прибыли. Поэтому если контрагент в итоге не платит, то договор не только теряет смысл, но и влечёт убытки. Как же защититься от подобной ситуации?
Дебиторская задолженность – это совокупность денежных средств, которую обязаны перечислить предприятию партнёры по бизнесу. Не всегда это означает конфликт: в данную сумму включаются и «нормальные» платежи, на которые контрагент уже подписался, но срок по ним ещё не наступил. Также дебиторская задолженность появляется, если деньги в качестве аванса перечислены, а товар не поставлен (услуги не оказаны/работы не выполнены).
Если же речь именно о долгах, то это может быть связано с отсутствием необходимых финансов, как по внешним причинам – политические и экономические катаклизмы, форс-мажоры, так и по внутренним – неэффективная деятельность фирмы. Бывают и те, кто просто желает воспользоваться неким «бесплатным кредитом» – и поэтому затягивает по максимуму срок платежа. Случается, что источник проблемы и в банальной человеческой забывчивости.
И, конечно, реагировать во всех этих ситуациях надо по-разному.
Большинства неприятностей можно избежать, если заблаговременно подумать о них.
Итак, во-первых, не помешает собрать всю доступную информацию о контрагенте. Как минимум есть открытые базы данных, где высвечиваются все долги компании. Картотека арбитражных судов – это доступная всем информация, по которой можно проверить наличие споров в арбитражных судах с участием будущего партнёра. Если у организации есть финансовые проблемы, или она участвует в множестве тяжб по искам ваших, уже пострадавших от неё, конкурентов, то, вероятно, не стоит заключать такую сделку. Также имеются открытые базы возбужденных исполнительных производств, базы судов общей юрисдикции, налоговые базы, реестр недобросовестных поставщиков и т.д.
Расширенную информацию можно посмотреть в платных базах данных: отследить наличие имущества, счетов в банках, залогов, прав на объекты интеллектуальной собственности, данные об аффилированных компаниях и имеющихся у них долгах, получить сведения бухгалтерского учета и т.д. Но лицензия на подобные программы достаточно дорогостоящая. Можно также обратиться к юристам, имеющим доступ к данным программам для разовой аналитики. Юридическая фирма “Двитекс” также оказывает данные услуги.
Можно практиковать внесение предоплаты (хотя бы частичной) контрагентом или включение в договор неустойки за каждый день просрочки. Правда, надо учитывать, что суд уменьшит её по ст. 333 ГК РФ, если в итоге она окажется несоразмерной последствиям. Возможно также включение в договор платы за предоставление коммерческого кредита, которая начисляется вне зависимости от начисления неустойки (процентов), не может быть снижена судом и рассчитывается иным образом.
Во многом ситуация зависит и от того, как поставить работу с контрагентом. Если клиент с самого начала знает, что в вашей фирме пени начисляются автоматически на следующий же день после нарушения сделки и буквально через неделю так же по конвейеру документы передаются в юридический отдел, который сокращенный срок должен направить досудебную претензию, а по истечении претензионного срока обязан подать иск в суд, это тоже стимулирует должников. Не лишним будет установить и небольшие премии менеджерам, которые работают с данной компанией, за наличие платежей в срок. Помимо этого, можно застраховать свои предпринимательские или финансовые риски, чтобы сразу снять с себя возникающие проблемы.
Крайне важно сразу же обнаружить наличие просрочки. Конечно, за это должен отвечать менеджер, работающий с данным клиентом. Хорошо, если он материально заинтересован в своевременной оплате (с помощью премий или, наоборот, штрафов) – тогда можно рассчитывать, что он позвонит своему подопечному и накануне платежа, и, конечно, после нарушения сроков.
Но на крупных предприятиях бывает множество поставщиков, и уследить за каждым непросто. В такой ситуации не помешает разово вложиться в работу программиста, который создаст базу данных по клиентам, автоматически напоминающую о возникновении долгов.
Что же делать, если просрочка уже имеется? Самым простым и естественным действием, конечно, будет напоминание о платеже и повторное выставление счёта. Но, когда это не даёт результата, желательно как можно быстрее начать претензионное урегулирование: по общему правилу п. 5 ст. 4 АПК РФ, оно обязательно до подачи иска в суд, и на ответ должнику предоставляется 30 дней (если данный срок не изменён контрактом, что тоже рекомендуется), так что чем раньше этот процесс начать, тем лучше.
Текст претензии должен соответствовать будущим исковым требованиям: нельзя в досудебном порядке указать одну сумму, а при подаче заявления в суд изменить её. Вручать письмо желательно лично, проставив у уполномоченного представителя контрагента штамп о принятии на втором экземпляре. Когда это невозможно, придётся отправлять по почте (с описью и уведомлением).
Если же кредитор готов пожертвовать частью суммы ради того, чтобы сэкономить время и силы, то есть смысл заключить договор факторинга, сразу получив деньги и передав работу с должником профессионалам.
Последним этапом является инициирование дела в суде. К сожалению, это обычно означает длительную волокиту и издержки, но можно ускорить процесс. К примеру, если сумма не превышает полмиллиона (для предприятий) или 250 тыс. руб. (для ИП), то возможно рассмотрение дела в рамках упрощенного производства. А если контрагент в целом не оспаривает наличие задолженности, но просто отказывается платить или тянет с этим, то хорошим решением будет обращение за выдачей судебного приказа. В этих ситуациях исполнительный документ можно получить на руки буквально в считанные дни.
В целом процедура обращения с иском в арбитражный суд описана в этой статье. О том, как взыскать долг самостоятельно на основании решения суда мы рассказываем в следующей статье.
Дебиторская задолженность может повлечь серьёзные убытки для предприятия: не только в плане неполученной прибыли, но и возникающих издержек и накопления собственных долгов. Поэтому лучший вариант решения проблемы – это предотвратить её.
Юридическая фирма “Двитекс” с 2010 года помогает доверителям взыскать задолженность, убытки и штрафные санкции. С практикой наших юристов по взысканию задолженности вы можете ознакомиться в разделе "Наш опыт". Мы регулярно следим за изменениями законодательства и практикой разрешения споров, поэтому можем предоставить вам самый эффективный и быстрый способ решения вашей проблемы. При этом мы предлагаем комплексные услуги юристов, оценщиков и экспертов.
Обращаясь к нам, вы в первую очередь получаете консультацию от профильного юриста. Он задаст уточняющие вопросы, детально проанализирует предоставленные документы и должника, разработает эффективный план действий для каждого конкретного случая, оценит объем работы и представит вам предложение со стоимостью услуг. При этом мы гибко подходим к порядку оплаты юридических услуг, предлагая разные пакеты услуг и варианты оплаты.
Всю работу по ведению дела мы берем на себя: проверка должника, предварительный анализ дела, досудебное урегулирование спора, подготовка документов, получение дополнительных документов и доказательств по делу, защита ваших интересов до поступления денег от должника на ваш счет. Ваше участие в процессе минимально: подписать договор и передать документы для работы. Мы гарантируем полную конфиденциальность полученной от вас информации.
Мы предлагаем комплексные услуги юристов по взысканию задолженности с юридических и физических лиц. Вы можете обратиться к нам на любой стадии процесса.