Юридические услуги: Частным лицам и Бизнесу
Русский English
+7 (495) 223-48-91
Заказать звонок
Онлайн
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Меню
Юридические услуги
Частным лицам Бизнесу
Заказать звонок
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Онлайн
Русский English

Устав фонда 2024 года: как правильно составить и избежать отказа Минюста

  • 15 октября 2024
  • 19 минут
  • 328
  • 5
Автор статьи
Супряга Жанна Викторовна
  • Исполнительный директор
  • Стаж: 13 лет
Публикуем только проверенную информацию

Вы бухгалтер или аудитор?
Заработайте больше, приняв участие в партнерской программе «юрист-бухгалтер»!

Общественно полезным фондом или просто фондом признается признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. 

Устав фонда - это учредительный документ фонда. Данный документ должны обязательно составить и утвердить учредители, чтобы фонд был зарегистрирован в качестве юридического лица. В настоящей статье мы рассказываем подробно о том, как составить устав общественно полезного фонда. Обратите внимание, что ст. 123.20-4 устанавливается особенности создания личного фонда, в настоящей статьей не рассматривается вопрос создания личного фонда. 



Как составить устав фонда?

Содержание устава фонда

Устав фонда должен обязательно содержать:

  • наименование фонда
  • место нахождения фонда
  • предмет и цели его деятельности
  • состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов фонда, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов
  • положения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации

Наименование фонда

Наименование фонда обязательно должно включать слово "фонд" или слова "общественно полезный фонд", а также должно отображать характер деятельности фонда.

Использование в наименовании фонда официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Место нахождения фонда

Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. В качестве места нахождения фонда может быть указано муниципальное образование, в котором находится фонд. В этом случае при изменении фондом адреса помещения, в котором осуществляет деятельность фонд, в пределах указанного муниципального образования, не нужно будет вносить изменения в устав.

Предмет и цели деятельности фонда

В уставе должна быть указана общественно полезная цель создания фонда, а также виды деятельности, которые осуществляет фонд для ее достижения.

Органы управления фонда

При определении структуры органов управления фонда нужно учитывать требования закона. В фонде обязательно должны быть созданы следующие органы управления:

  • Высший коллегиальный орган управления создается для принятия решений по вопросам исключительной компетенции - “особо” важным вопросам
  • Единоличный исполнительный орган фонда (председатель, генеральный директор, директор или пр. - название должности определяют учредители фонда в уставе)  назначается высшим коллегиальным органом и осуществляет оперативное управление фондом
  • Попечительский  совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах, то есть фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам попечительского совета фонда за выполнение ими возложенных на них функций. Однако данное ограничение не распространяется на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета фонда.

Также по желанию учредителей в фонде может быть создан коллегиальный исполнительный орган (президиум, совет и пр.). Учредители в устав в таком случае определяют его наименование, состав, порядок формирования, полномочия и их срок.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

  • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества
  • образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий
  • утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда
  • принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда
  • принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
  • изменение устава фонда (если эта возможность предусмотрена уставом)
  • одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом

Уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Особенности устава благотворительного фонда

При открытии благотворительного фонда (например, фонда помощи сиротам, онкобольным и т.д.) необходимо учитывать общие положения о регистрации фондов, а также специальные положения, предусмотренные Законом о благотворительной деятельности (от 11.08.1995 № 35-ФЗ). Данным законом установлены следующие особенности при создании и деятельности благотворительных фондов, которые должны быть учтены в уставе благотворительного фонда:

  • к исключительной компетенции высшего органа благотворительного фонда относятся, помимо общих полномочий, также утверждение благотворительных программ; утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета
  • ограничения в отношении лиц, занимающих должности в органах управления: члены высшего органа управления благотворительного фонда выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе; в составе высшего органа управления благотворительного фонда может быть не более 1 работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса); члены высшего органа управления благотворительного фонда и должностные лица благотворительного фонда не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является фонд
  • ограничения деятельности благотворительного фонда: для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества, но не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами; благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний
  • источники формирования имущества благотворительного фонда: взносы учредителей благотворительного фонда; благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров), включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев (волонтеров); иные не запрещенные законом источники
  • ограничения по использованию имущества благотворительного фонда: благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, за исключением оплаты труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ; в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение 1 года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования, благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели также в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой; имущество благотворительного фонда не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц; на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 % поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.
  • обязательная отчетность благотворительного фонда: благотворительный фонд ежегодно (в сроки, установленные для подачи отчета в налоговые органы) представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
  • благотворительный фонд обеспечивает также открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели. 

Обычно структура устава фонда выглядит следующим образом:

  1. Общие положения о фонде
  2. Предмет и цели деятельности
  3. Имущество фонда
  4. Структура органов управления (общие сведения о созданных в фонде органах)
  5. Высший коллегиальный орган управления фонда (наименование органа, порядок избрания, компетенция, порядок принятия решений, срок полномочий)
  6. Единоличный исполнительный орган фонда  (наименование органа, порядок избрания, компетенция, порядок принятия решений, срок полномочий)
  7. Попечительский совет  (порядок избрания, компетенция, порядок принятия решений, срок полномочий)
  8. Ревизионная комиссия/Ревизор фонда, аудитор  (наименование, порядок избрания/назначения, компетенция, порядок принятия решений, срок полномочий)
  9. Порядок внесения изменений в устав фонда
  10. Порядок ликвидации фонда

Шаблон устава фонда

Если вы планируете самостоятельно заниматься регистрацией фонда или внесением изменений в устав фонда, рекомендуем приобрести шаблон устава фонда, разработанный юристом. Шаблон учитывает действующие нормы закона и актуальную практику.
Приобрести шаблон устава фонда

Ошибки в уставе фонда и отказ Минюста

При регистрации фонда устав является самым важным документом. Он обязательно проходит правовую экспертизу специалистами Министерства юстиции РФ на соответствие нормам российского законодательства.

На практике наиболее распространенной причиной отказа в государственной регистрации Фонда является несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации, в документах содержатся недостоверные сведения, документы представлены не полностью (подп. 1, 4, 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Как правило, регистраторы придирчиво относятся к нескольким аспектам: 

  • соответствие видов деятельности целям создания фонда
  • полномочия органов управления, порядок принятия решений (положения устава о составе органов управления, их исключительная компетенция, порядке принятия решений по вопросам исключительной компетенции органов фонда должны строго соответствовать требования закона, устав также должен подробно регламентировать вопросы управления фондом) 
  • некорректные, размытые формулировки в уставе 

Учредителям фонда нужно быть готовыми к тому, что сотрудники Минюста очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации коммерческих организаций, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Иногда замечания регистраторов носят субъективный характер (из-за различных толкований норм закона и использованных учредителями формулировок в тексту устава). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Шаблоны документов для регистрации фонда

Если вы планируете самостоятельно заниматься регистрацией фонда, рекомендуем приобрести шаблоны документов для регистрации, подготовленные юристом (протокол общего собрания учредителей, устав). Шаблоны учитывают действующие нормы закона и актуальную практику.
Приобрести шаблоны

Внесение изменений в устав фонда

Для начала отметим, что изменения, происходящие в фонде, подразделяются на 2 вида: 

  • изменения, которые подлежат внесению в ЕГРЮЛ
  • изменения, требующие изменения устава фонда

Отнесение изменения к тому или иному виду обуславливает порядок внесения таких изменений. Об изменениях, которые вносятся только в ЕГРЮЛ, не затрагивают устава, а также о порядке их внесения мы подробно рассказали в статье по ссылке “Внесение изменений в ЕГРЮЛ”. 

Какие изменения должны быть внесены в устав фонда?

Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом - приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.

Решение об утверждении новой редакции устава фонда должно быть принято высшим коллегиальным органом фонда в соответствии с положениями действующего устава.

Читайте подробнее о процедуре регистрации изменений в устав фонда и необходимых документах в статье наших юристов.

Услуги юристов по регистрации бизнеса в России

Мы предлагаем комплексные услуги юристов по регистрации бизнеса в России. Регистрируем оперативно бизнес в различных организационно-правовых формах.

Требуется помощь юриста по регистрации бизнеса в России?
Вы можете заказать комплексные услуги опытных юристов в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте
Заказать звонок
Публикации в СМИ
Смотреть все
5
  • Поделиться:
Публикуем только проверенную информацию
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Вам ответит автор статьи
Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить
Нажимая на кнопку "Комментировать", я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с условиями и содержанием политики конфиденциальности.
Комментировать
Рекомендуемые статьи
Все публикации

Расскажите нам о своей проблеме

Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы предложить готовое решение
Кигинько Дмитрий Валентинович
Генеральный директор Юридической фирмы “Двитекс”
+7 (495) 223-48-91
119180, пер. 1-й Голутвинский,
д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Онлайн:
Оплата услуг онлайн:
2010-2024 Юридическая фирма «Двитекс». Все права защищены.
Оплата услуг онлайн:
Наверх
Напишите нам, мы online!