Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. АНО является одной из форм образовательных организаций в соответствии с Законом об образовании в РФ и часто используется на практике.
Устав АНО - это учредительный документ автономной некоммерческой организации. Данный документ должны обязательно составить и утвердить учредители, чтобы АНО была зарегистрирована в качестве юридического лица. В настоящей статье мы рассказываем подробно о том, как составить устав АНО.
Устав АНО должен обязательно содержать:
Наименование АНО обязательно должно включать слова "автономная некоммерческая организация", а также должно отображать характер деятельности АНО.
Использование в наименовании АНО официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. В качестве места нахождения АНО может быть указано муниципальное образование, в котором находится АНО. В этом случае при изменении АНО адреса помещения, в котором осуществляет деятельность АНО, в пределах указанного муниципального образования, не нужно будет вносить изменения в устав.
В уставе должна быть указана цель создания АНО (одна из перечисленных в Гражданском кодексе РФ: предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности), а также виды деятельности, которые осуществляет АНО для ее достижения (виды экономической деятельности).
При определении структуры органов управления АНО нужно учитывать требования закона. В АНО обязательно должны быть созданы следующие органы управления:
Также по желанию учредителей в АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (президиум, совет и пр.). Учредители в устав в таком случае определяют его наименование, состав, порядок формирования, полномочия и их срок.
К исключительной компетенции общего собрания учредителей АНО относятся:
преобразование автономной некоммерческой организации в фонд
назначение единоличного исполнительного органа
создание постоянно действующего коллегиального органа (органов)
определение порядка управления
утверждение устава
принятие в состав учредителей новых лиц
Уставом АНО к исключительной компетенции учредителей АНО может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
Обычно структура устава АНО выглядит следующим образом:
При регистрации АНО устав является самым важным документом. Он обязательно проходит правовую экспертизу специалистами Министерства юстиции РФ на соответствие нормам российского законодательства.
На практике наиболее распространенной причиной отказа в государственной регистрации АНО является несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации, в документах содержатся недостоверные сведения, документы представлены не полностью (подп. 1, 4, 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Как правило, регистраторы придирчиво относятся к нескольким аспектам:
Учредителям АНО нужно быть готовыми к тому, что сотрудники Минюста очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации коммерческих организаций, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Иногда замечания регистраторов носят субъективный характер (из-за различных толкований норм закона и использованных учредителями формулировок в тексту устава). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.
Для начала отметим, что изменения, происходящие в АНО, подразделяются на 2 вида:
Отнесение изменения к тому или иному виду обуславливает порядок внесения таких изменений. Об изменениях, которые вносятся только в ЕГРЮЛ, не затрагивают устава, а также о порядке их внесения мы подробно рассказали в статье по ссылке “Внесение изменений в ЕГРЮЛ”.
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом - приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Решение об утверждении новой редакции устава АНО должно быть принято учредителями АНО в соответствии с положениями действующего устава.
Читайте подробнее о процедуре регистрации изменений в устав АНО и необходимых документах в статье наших юристов.
Юридическая фирма "Двитекс" с 2010 года защищает бизнес и помогает предпринимателям решать различные правовые задачи. Мы предлагаем комплексные услуги юристов по регистрации бизнеса в России. Регистрируем оперативно бизнес в различных организационно-правовых формах.