Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Как правило, организации такой формы открываются в сферах образования, науки, медицины и культуры. Их создателями могут быть как граждане, так и юридические лица.
При этом у частного учреждения всегда только один собственник. Отличительной особенностью учреждений данного вида является и то, что имущество принадлежит им на праве оперативного управления. То есть у таких учреждений нет права по своему усмотрению распоряжаться имеющимся имуществом.
Процесс создания и регистрации частного учреждения можно описать пошагово следующим образом:
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом обращаем ваше внимание на то, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Процедура создания частного учреждения должна включать в себя выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления частного учреждения, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего ЧУ, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы ЧУ быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
Обратите внимание! На основании ст. 123.23 ГК РФ, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
При определении структуры органов управления ЧУ нужно учитывать требования закона:
Учредитель (собственник имущества) принимает решения по “особо” важным вопросам)
Единоличный исполнительный орган ЧУ (президент, генеральный директор и т.д.) - назначается учредителем (собственником), осуществляет оперативное управление (при назначении данного лица проверьте, нет ли сведений о нем в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС)
Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) - может назначать по желанию, не является обязательным.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления частного учреждения, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются уставом.
Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа частного учреждения, по которому осуществляется связь с ЧУ, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации частного учреждения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.
Также обязательным документом для частного учреждения является устав. Устав утверждается учредителем.
Устав частного учреждения должен содержать следующие сведения:
Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган.
Решение о создании частного учреждения принимается учредителем (собственником имущества)
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации частного учреждения нужно заполнить: титульный лист, лист со сведениями об учредителе, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации может быть отказано.
Последнюю страницу листа Н (разд. 5) учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:
При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 5000-10000 рублей.
Размер госпошлины за регистрацию частного учреждения - 4 000 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию частного учреждения при создании:
Подайте документы в регистрирующий орган. Заявителями являются учредитель частного учреждения или его представитель на основании нотариальной доверенности от учредителя.
Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.
По окончании регистрации частного учреждения вам выдадут:
В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Юридическая фирма "Двитекс" с 2010 года защищает бизнес и помогает предпринимателям решать различные правовые задачи. Мы предлагаем комплексные услуги юристов по регистрации бизнеса в России. Регистрируем оперативно бизнес в различных организационно-правовых формах.