Научно-технический прогресс стимулирует и соответствующие изменения в законодательстве. Интернет-бизнес, виртуальные кошельки, электронные подписи – всё это невозможно не учитывать при редактировании нормативно-правовых актов и создании новых. Наши реалии обуславливают формирование очередных правил, и с июля 2016 года начат постепенный, но революционный поворот в сфере налогового контроля и, в частности, контрольно-кассовой техники: мы переходим к максимально прозрачным для проверяющих органов «онлайн-кассам».
Последние изменения к закону о ККТ №54-ФЗ подписаны 3 июля 2016 года: они предусматривают двухлетний переход к новой контрольно-кассовой аппаратуре, которая позволит покупателю при платежах через Интернет получить чек, а данные об операции автоматически отправит в налоговые органы.
Теперь все организации и ИП, за некоторым исключением, о котором поговорим ниже, обязаны применять ККТ под угрозой наказания, о котором подробнее расскажем ниже. Кроме того, необходимо заключить договор с оператором фискальных данных – собственно, он и будет передавать всю информацию налоговикам.
Сферы деятельности, которые отнесены к исключениям и могут не применять ККТ:
(ст. 2 закона о ККТ от 22.05.2003 №54-ФЗ) |
Не секрет, что Всемирная паутина пока слабо поддаётся воздействию законодательства и регулированию государственными органами. Сайты плодятся как грибы, их владельцам поступает оплата на электронный (зачастую анонимный) кошелёк, и всё это, разумеется, без внесения в бюджет обязательных налогов и сборов.
Новая система – это во многом попытка поставить на контроль именно существующую сетевую свободу. Так что неудивительно, что Интернет-магазины не вошли в перечень исключений: как и большинство, они теперь должны обзавестись ККТ и, таким образом, сделать все свои операции прозрачными (Письмо Минфина РФ от 10 мая 2017 г. №03-01-15/28293).
Контрольно-кассовая техника должна применяться также внутри при оплате через автомат, предполагающий возможность перевода денежных средств: например, банкомат или платёжный терминал.
Как работает «онлайн-касса»:
|
Для того, чтобы начать работать с контрольно-кассовой техникой, её необходимо зарегистрировать. Сделать это можно по старинке, придя в налоговую инспекцию лично и подав заявление на бумажном носителе, или же через кабинет ККТ онлайн: собственно, переходя на виртуальный контроль, наверно, есть смысл сразу же использовать новые технологии.
Целый ряд требований к контрольно-кассовой технике предусмотрен статьёй 4 закона о ККТ, а Правительство вправе расширять этот перечень. В самом общем виде он сводится к тому, что аппаратура должна быть в рабочем состоянии и обеспечивать создание платёжных документов и отправку их в налоговые органы.
После того, как конкретная «онлайн-касса» успешно принята проверяющими, сведения о ней вносятся в реестр ККТ на сайте Федеральной налоговой службы.
Заявление на регистрацию аппарата на сегодняшний день приходится составлять по старой форме, утверждённой Приказом ФНС России от 09.04.2008 №ММ-3-2/152@, поскольку новой ещё нет. Вместе с тем, надо учитывать, что данный документ создан во исполнение постановления, утратившего силу, поэтому лучше уточнять в своём налоговом органе, в каком виде они сейчас принимают просьбы поставить на контроль ККТ.
Также следует приложить паспорт машины и договор о тех.поддержке (пп. «б» и «в» п. 25 Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от 29.06.2012 №94н).
Не позднее следующего рабочего дня ИФНС выдаёт заявителю регистрационный номер, затем в аналогичный срок предприниматель должен сформировать и передать в налоговую отчёт о регистрации, и ещё три дня остаётся контролирующим органам на то, чтобы создать карточку регистрации ККТ.
Возможные причины отказа в регистрации ККТ:
|
Может возникнуть также необходимость в перерегистрации аппарата (к примеру, при установке нового фискального накопителя или внесении изменённых сведений в журнал учёта и карточку) или снятии его с регистрации.
Делается это аналогично первоначальной процедуре, через заявление по устаревшей (а потому требующей уточнения в ИФНС) форме, в течение пяти рабочих дней.
Сроки перехода на новые правила: с 01.02.2017 – предприятия на ОСНО и УСНО, регистрируя новую ККТ, могут ввести в действие лишь ту, что обеспечивает передачу контрольным органам всех документов строгой отчётности; с 01.07.2017 – указанные организации вправе работать только через «онлайн-кассы», а прежний порядок для них прекращается; с 01.07.2019 – прочие профессиональные участники рынка подключаются к обязательному использованию новой техники (до этой даты для них действует добровольный режим присоединения). |
Статья 4.7 обновлённого закона о ККТ формирует и перечень требований к кассовым чекам и БСО: теперь обязательных пунктов стало больше, а документы будут создаваться при помощи автоматизированной системы. Активной частью бланков становится и адрес в Сети: это уже не просто сайт, а необходимый раздел отчётной документации.
Чеки или БСО должны подтверждать факт осуществления платежа. До 1 июля 2018 года сохраняются старые бланки, после – обязаны формироваться при помощи ККТ (Письмо Минфина России от 27.04.2017 №03-01-15/25765).
Как известно, норма, не предусматривающая санкции, превращается в декларативную и не работает. Так что в целях усиления мотивации наших предпринимателей к использованию новых правил в июле прошлого года была откорректирована и ст. 14.5 КоАП РФ.
Основное наказание – штрафы: как на организацию, так и на её ответственных лиц. Причём если последние имеют шанс отделаться пятизначной суммой, то для предприятий эта сумма утраивается. Если же фирма осуществляет деятельность без ККТ и не отреагировала на первое воздействие, то её работа может быть приостановлена на срок до 90 суток, а руководство дисквалифицировано на год или даже два.
Обратите внимание! Срок давности привлечения к ответственности по административным правонарушениям, связанным с ККТ, составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). |
Конечно, бизнес-структуры не в восторге от повышенного контроля. Особенно активно борется за сохранение свободы Интернет. Кроме того, это элементарно издержки на покупку новой техники. Вместе с тем, всё же можно отметить ряд положительных моментов, которые хоть немного сгладят негатив предпринимателей. Так, например, прозрачность операций позволит уменьшить число «кассовых» налоговых проверок. Помимо этого, предприятия и ИП избавляются от необходимости оформлять ряд документов, обязательных при старом режиме.
Потребителям же, вероятно, понравится возможность мгновенно получить чек без опасности его потерять, а также наличие программного обеспечения для самостоятельной и быстрой проверки подлинности платёжного документа.
К худу или к добру, но новые правила, вероятно, «задушат» многие предприятия. Под удар попадут небольшие организации с символическими доходами, на которые просто невозможно позволить себе приобрести «онлайн-кассу». Задумаются о продолжении бизнеса и те, кто до сих пор работал «в тени» Интернета. Вместе с тем, развитие техники не стоит на месте, и подобные изменения были вполне предсказуемы. Так что вскоре нас, вероятно, ожидает ещё большая прозрачность, платежи при помощи отпечатков пальцев или сетчатки глаза, а на плаву останутся лишь те, кто способен идти в ногу со временем.
Мы предлагаем комплексные услуги юристов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помогаем зарегистрировать бизнес, готовим и анализируем договоры, готовим различные документы и отвечаем на претензии, защищаем интересы компании в суде и взыскиваем задолженность, защищаем интеллектуальную собственность и недвижимость, сопровождаем сделки, консультируем предпринимателей по правовым вопросам и решаем другие юридические задачи компании.