Для современного рынка характерно непрерывное изготовление товаров, что приводит к избытку однородных объектов сбыта. В таких условиях запоминающееся, яркое, индивидуализирующее товар обозначение - бренд просто необходимо. Бренд позволяет производителю выделить продукт среди прочих сходных и увеличить его конкурентоспособность. Законодатель предоставляет возможности защиты прав на бренд при условии его регистрации в качестве товарного знака.
Что такое товарный знак?
Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ товарный знак определяется как: «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей…».
Кроме того, п. 2 ст. 1477 ГК РФ определяет также термин "знак обслуживания" - "обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг".
В зависимости от регистрируемого объекта выделяют: словесные, изобразительные, объемные и другие (вкусовые, звуковые, обонятельные и т.п.) обозначения. Бренды, как правило, регистрируются в качестве словесных, изобразительных или комбинированных товарных знаков. Однако некоторые производители используют необычные формы представления - вкусовые или звуковые, например. Также в качестве товарного знака может быть зарегистрирован бренд, состоящий только из одного или нескольких цветов (например, в качестве такого товарного знака зарегистрированы бренды "Сбербанк", "МТС", "Газпром", "Vanish").
В соответствии со ст. 1479 и ст. 1484 ГК РФ в отношении зарегистрированных в России товарных знаков действуют исключительные права, принадлежащие правообладателю обозначения. Регистрация является необходимым условием продуктивного использования товарного знака.
- приоритет товарного знака, который по общему правилу устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент
- исключительное право на зарегистрированное обозначение в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В настоящее время используется единая международная классификация товаров и услуг (МКТУ), позволяющая заявителю выделить один или несколько классов, в отношении которых планируется регистрация обозначения.
Таким образом, свидетельство подтверждает легальность использования обозначения и позволяет установить дату приоритета товарного знака, что особенно важно в случае возникновения споров.
Только регистрация бренда в Роспатенте дает его владельцу исключительное право на него и позволяет получить судебную защиту своих прав при его незаконном использовании или подделке третьими лицами, защитить репутацию и имидж своей марки, что является основой развития любого бизнеса.
Калькулятор стоимости регистрации товарного знака онлайн
Пошаговая инструкция "Как зарегистрировать бренд в качестве товарного знака в Роспатенте?"
Основные положения, применяемые к процедуре регистрации обозначений в качестве товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, содержатся в ст. 1492 – 1507 ГК РФ и Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности данной государственной услуги.
Шаг 1. Проверьте охраноспособность бренда и подберите классы МКТУ
Предварительная проверка товарного знака нужна для того, чтобы обнаружить схожие с ним до степени смешения либо полностью идентичные товарные знаки или заявленные обозначения, поданные ранее и имеющие приоритет. При обнаружении того факта, что ваш товарный знак не является уникальным и охраноспособным, вы можете внести необходимые коррективы и сэкономить огромное количество времени и денег.
При проверке определите прежде всего вид товарного знака (изобразительный, словесный, комбинированный и пр.), далее определите классы МКТУ для товаров (услуг), в отношении которых необходима регистрация (определить нужный класс - не всегда простая задача, особенно для новых товаров). Затем ведется поиск сходных товарных знаков и ранее поданных заявок в рамках данного класса.
Шаг 2. Подготовьте заявку и иные материалы для регистрации товарного знака
Очень важно правильно заполнить заявку и прилагаемые к ней документы в строгом соответствии с требованиями и правилами заполнения. Дополнительно необходимо подготовить регистрируемый товарный знак для подачи в Роспатент и выбрать коды товаров и услуг в соответствии с МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация.
-
заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения
-
заявляемое обозначение
-
описание заявляемого обозначения
-
перечень товаров/услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
Шаг 3. Оплатите пошлину за регистрацию товарного знака и подайте документы в Роспатент
При подаче заявки уплачиваются следующие пошлины:
- за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы
- за проведение экспертизы заявленного обозначения и принятия решения по ее результату (можно оплатить позже, после завершения формальной экспертизы)
Сумма пошлины зависит от количества кодов товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака.
Шаг 4. Получите решение по результату формальной экспертизы материалов заявки Роспатентом
В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется поступление оплаты пошлины, а также наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.
Заявитель по собственной инициативе может обратиться в Роспатент с заявлением или ходатайством относительно внесения изменений в заявку.
Шаг 5. Получите решение по результату экспертизы заявленного обозначения (бренда) и при необходимости подготовьте и подайте дополнительные доводы для принятия положительного решения регистратором
Данная экспертиза проводится по заявке, принятой по результату формальной экспертизы. В ходе данной экспертизы проверяется обозначение, заявляемое для регистрации в качестве товарного знака, требованиям закона (данное обозначение должно являться средством индивидуализации и обладать различительной способностью). И это самый важный и сложный этап при регистрации заявки.
Для того чтобы обозначение было зарегистрировано в качестве товарного знака оно должно обладать различительной способностью, быть оригинальным, а также соответствовать требованиям ст. 1477 и ст. 1483 ГК РФ. Заявленный товарный знак проверяется экспертами по интеллектуальной собственности, а также проводится информационный поиск в целях установления возможного сходства или тождества с уже зарегистрированными обозначениями. В результате Роспатентом выносится решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В последнем случае заявителю, до принятия такого решения, направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов.
Шаг 6. При принятии положительного решения Роспатентом о регистрации товарного знака оплатите пошлину за регистрацию
Если по результату экспертизы заявленного обозначения будет принято решение о регистрации товарного знака, то для завершения процедуры заявитель должен оплатить следующие пошлины:
- за регистрацию товарного знака (сумма пошлины также зависит от количества классов МКТУ)
- за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака
Документы, подтверждающие оплату пошлины, рекомендуем подать в Роспатент с сопроводительным письмом.
Шаг 7. Получите свидетельство о регистрации товарного знака
Итоговым документом, подтверждающим права на товарный знак, является свидетельство на товарный знак, выданное Роспатентом.
В течение месяца со дня уплаты соответствующих пошлин Роспатентом осуществляется регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.
- товарный знак
- сведения о правообладателе
- дату приоритета товарного знака
- перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак
- дату его государственной регистрации
- другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений
Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации обозначения в вышеуказанном реестре.
В течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков правообладателю обозначения выдается свидетельство.
Срок регистрации товарного знака и выдачи свидетельства - 2 месяца с даты уплаты пошлины за регистрацию.
Этапы регистрации бренда в качестве товарного знака
На приведенной ниже схеме мы изобразили этапы регистрации товарного знака в Роспатенте. Если по результату экспертизы заявленного обозначения регистратором будет принято решение о соответствии его требованиям к товарному знаку, то регистратор направляет решение о регистрации, после чего заявитель может оплатить пошлину и получить свидетельство о регистрации (в этом случае отсутствует Этап 3).
Общий срок стандартной процедуры регистрации товарного знака в Роспатенте при принятии положительного решения составляет 15-18 месяцев.
В настоящее время Роспатент предлагает услугу по ускоренной регистрации товарного знака. При заказе данной услуги срок регистрации сокращается до 2 месяцев. Услуга ускоренной регистрации является платной (оплачивается поиск по каждому обозначению, заявляемому в качестве товарного знака (94 400 рублей за каждое обозначение), при этом скидка 30 % за электронную подачу не распространяется на данную услугу).
Получение дубликата свидетельства на товарный знак
По ходатайству правообладателя или его представителя может быть выдан дубликат свидетельства о регистрации товарного знака. Для осуществления данной процедуры необходимо уплатить госпошлину.
Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги по подготовке заявки на регистрацию товарного знака, а также по полному юридическому сопровождению всей процедуры регистрации товарного знака.