Такая необходимость вызвана двумя причинами. Во-первых, предварительная проверка контрагента позволяет оценить его добросовестность, в том числе оценить риски неисполнения данным контрагентом будущего договора на основании опыта исполнения обязательств данным лицом перед другими компаниями. Такая проверка снижает риск заключения договора с будущим неплательщиком или возможным банкротом. Таким образом, подобная проверка требуется в отношении покупателей и заказчиков услуг (работ).
Во-вторых, выработанная налоговыми органами и судами доктрина "должной осмотрительности" предполагает переложение бремени налогового контроля с налоговых органов на налогоплательщиков – именно на них перекладывают ответственность за неосмотрительность в выборе контрагента. При этом в силу сложившейся судебной практики такая проверка необходима в отношении поставщиков. Что влечет признание судом отсутствия должной осмотрительности? В случае, если ваш поставщик оказался компанией-однодневкой, а вы не смогли доказать, что вы проявили осмотрительность при выборе контрагентом, налоговые органы и суды вправе признать неправомерным учет в составе расходов и принятие к вычету НДС в отношении тех выплат, которые были произведены таким контрагентам.
Рассмотрим для начала первый вид проверки - проверка покупателей.
Такая проверка целесообразна при поставке (оказании услуг/выполнении работ) на условиях "отсрочки платежа" либо при заключении долгосрочного договора, в рамках которого допускаются разовые поставки (услуги) на разных условиях платежа. Данный вид проверки не столь формализован как второй вид, так как его результаты необходимы для внутреннего использования в организации. Хотя с точки зрения организации процесса целесообразно разработать в компании положение о проверке покупателей (заказчиков) – своеобразную памятку работникам, с которым ознакомить всех под роспись и выдать копии на руки каждому работнику, заключающему договор с контрагентом. Возможна и иная форма организации проверки контрагентов – проверка может осуществляться одним лицом (например, юристом) и договор подписывается руководителем только при наличии визы данного лица.
Что же следует проверять при заключении договора?
1. Наличие судебных дел в Картотеке арбитражных дел
В настоящее время в системе арбитражных судов действует электронная система дел, это позволяет проверить в картотеке по наименованию компании и/или ИНН наличие арбитражных дел. При проверке судебных дел контрагентов необходимо особо обратить внимание на наличие или отсутствие дела о введении процедуры банкротства в отношении данного контрагента (а также на наличие поданных ранее заявлений о признании банкротом другими кредитором, но прекращенные по каким-либо причинам). При оценке риска на основании базы судебных дел необходимо оценивать не только количество дел, в которых контрагент выступает ответчиком, но и качество этих дел. Так как требования кредиторов могут быть малозначительными, необоснованными, а также спорными.
2. Наличие исполнительных производств
Наличие или отсутствие судебных дел в базе арбитражных дел не дает однозначного ответа на вопрос о добросовестности контрагента. Так как нередки ситуации, что контрагент после вынесения судебного решения может исполнить решение добровольно. В случае если в базе исполнительных производств имеется значительное число исполнительных производств или исполнительные производства, возбужденные длительное время, хотя и с незначительными суммами взыскания, стоит отказаться от заключения договора с подобным контрагентом.
3. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы РФ
В данный реестр вносится информация о поставщиках, нарушивших правила проведения торгов, а также уклонившиеся от заключения договора поставки после проведения торгов или поставщики, договор поставки с которыми был расторгнут в связи существенным нарушением. При оценке риска заключения договора с лицом, внесенным в данный реестр, необходимо анализировать причину внесения в подобный реестр.
4. Проверка учредительных документов
При проверке данных документов необходимо обратить обязательно внимание на дату создания общества. Вполне возможно, что в судебной базе отсутствуют дела, в которых контрагент является ответчиком, только потому, что организация создана сравнительно недавно. Более того, возможно, что ранее руководитель и сотрудники компании работали под иной правовой оболочкой – иной компанией. В таком случае необходимо запросить сведения об иных, созданных указанным руководителем и учредителями компаниях. Получить подобные сведения можно также, воспользовавшись специальным программным обеспечением или запросив сведения из ЕГРЮЛ.
5. Проверка реальности осуществления деятельности
Включает в себя проверку наличия договоров аренды помещений или документов, подтверждающих право собственности на помещения – офис, складские и торговые площади). Стоит также посетить офис и склад контрагента, чтобы удостовериться, что они реально ведут работу, осведомиться о численности работников, о наличии разрешительной документации (если их деятельность является лицензируемой).
Проверка поставщиков в виду необходимости в дальнейшем подтвердить ее проведение более формализована. Рекомендуется иметь в организации специальный локальный акт – Положение о проверке поставщиком, с которым знакомить сотрудников под роспись. Более того, все документы, которые вы запрашиваете у поставщика необходимо хранить в организации вместе с заключенным договором.
Какие же документы необходимо запросить у поставщика?
- Учредительные документы ЮЛ в редакции на дату заключения договора
- Свидетельство о внесении ЮЛ в ЕГРЮЛ или внесении ИП в ЕГРИП
- Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика или письмо, подтверждающее отсутствие оснований для постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика на территории РФ
- Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договоры и документы, удостоверяющие личность физических лиц, подписывающих документы: решение (протокол) о назначении или избрании генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера, доверенности на уполномоченных представителей, копия паспорта представителя и руководителя
- Документы, подтверждающие реальность деятельности контрагента: бухгалтерский баланс за последний отчетный период с подтверждением его передачи налоговому органу, налоговые декларации (по НДФЛ, налог на прибыль и УСН) за последний налоговый период с отметками об их принятии.
Кроме того, Минфин РФ требует, чтобы организации при проверке поставщика уточняли информацию о наличии торговых (складских) площадей (таким подтверждением может быть договор аренды помещений и документы, подтверждающие право собственности на помещение), о возможности реально исполнить условия договора (лицензии и разрешения, если контрагенты ведут лицензируемые виды деятельности), информацию о том, привлекался ли руководитель к административной и налоговой ответственности.