К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" в рамках индивидуальной правовой консультации. Перед организацией встал вопрос: каким образом можно организовать работу сотрудников в период продолжительных выходных дней и впоследствии оплачивать ее, а также можно ли наказать работника за неисполнение должностных обязанностей при согласии на работу в праздники? Речь шла, в частности, о ситуации, когда сотрудник в соответствии с приказом организации обязан быть на связи в выходные дни, решать оперативные вопросы, требующие его участия, по телефону, а в случае необходимости – выезжать на рабочее место.
Специалисты обратили внимание на тот факт, что дежурство на телефоне дома специальным образом не регламентируется, а следовательно, в отношении него будут применяться общие нормы трудового права. Таким образом, работа в нерабочий праздничный день привлеченному каким-либо образом к работе сотруднику оплачивается не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса), заключили они. Речь идет об оплате фактически отработанных часов в нерабочий праздничный день.
Отдельно представителей организации интересовало, как оплатить круглосуточное дежурство сотрудника на телефоне в праздничный день? Как пояснили эксперты, дневное время работы должно быть оплачено в обычном размере, а за ночное время полагается доплата – не менее 20% к часовой тарифной ставки (постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время").
Что касается возможности применения дисциплинарной ответственности к не ответившему на телефонный звонок сотруднику, который согласно приказу обязан был сделать это в праздничный день, то специалисты ответили утвердительно. Они аргументировали свою позицию тем, что если сотрудник согласился отвечать на звонки в свой выходной, то это стало его обязанностью, невыполнение которой может расцениваться как дисциплинарный проступок.