Юридические услуги: Частным лицам и Бизнесу
Русский English
+7 (495) 223-48-91
Заказать звонок
Онлайн
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Меню
Юридические услуги
Частным лицам Бизнесу
Заказать звонок
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Онлайн
Русский English

Когда досудебный порядок не нужен, но почему его лучше соблюдать

  • 25 июня 2019
  • 5 минут
  • 443
  • 4
Автор статьи
Шутов Илья Петрович
  • Юрист
  • Стаж: 5 лет

ДЕЛО № 49-КГ18-61

ИСТЕЦ:ТИМУР РАСУЛОВ*

ОТВЕТЧИК:СВЯЗЬ-БАНК

СУД:ВЕРХОВНЫЙ СУД

СУТЬ СПОРА:НУЖЕН ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ДЛЯ СПОРОВ ФИЗЛИЦ С БАНКАМИ?

РЕШЕНИЕ:НЕ НУЖЕН

Во-первых, ВС указал, что соглашение сторон должно соответствовать тем правилам, которые установлены в законе (п. 1 ст. 422 ГК). А во-вторых, Закон "О защите прав потребителей" не предусматривает обязательный досудебный порядок разрешения споров между потребителем и исполнителем услуг, отметили судьи ВС. Соответственно, подобное условие в договоре стоит рассматривать как ограничение права потребителя на доступ к правосудию, объяснила Судебная коллегия по гражданским делам ВС (дело №  49-КГ18-61) .

Таким образом, направление претензии банку в рассматриваемой ситуации является правом, а не обязанностью Расулова, подчеркнул ВС. "Тройка" судей под председательством  Елены Гетман постановила отменить все акты нижестоящих судов и отправить дело для рассмотрения по существу в первую инстанцию (прим. ред. - пока еще не рассмотрено). 

Несмотря на подобное решение ВС, Юлия Макаренко, партнер ЮП Курсив рекомендует потребителям всегда соблюдать досудебный порядок урегулирования спора: «Дело в том, что действующим законодательством установлена ответственность за невыполнение требования потребителя в добровольном порядке». И пострадавший, кроме основного долга, неустоек и прочих компенсаций, сможет получить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, отмечает юрист.

Одним из самых важных моментов при направлении претензии является возможность дальнейшего подтверждения факта ее отправления, отмечает Антон Анельгольм, адвокат КА Юков и партнеры . Он рекомендует направлять такой документ заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения: «Также можно изготовить два экземпляра претензии, один из которых сдается получателю, а на другом ставится отметка о его принятии с датой и подписью сотрудника». Оба способа позволят подтвердить факт и дату получения претензии адресатом, поясняет эксперт. 

Вместе с тем, в рассматриваемом деле суд ссылается на Закон «О защите прав потребителей», значит, это решение не касается компаний и индивидуальных предпринимателей, которые руководствуются договором и законом, обращает внимание Людмила Харитонова, управляющий партнер Зарцын, Янковский и партнеры: «И если в соглашении указано на обязательный досудебный порядок, то юрлица и ИП должны его соблюсти».

4
  • Поделиться:
Публикуем только проверенную информацию
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Вам ответит автор статьи
Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить
Нажимая на кнопку "Комментировать", я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с условиями и содержанием политики конфиденциальности.
Комментировать

Расскажите нам о своей проблеме

Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы предложить готовое решение
Кигинько Дмитрий Валентинович
Генеральный директор Юридической фирмы “Двитекс”
2010-2024 Юридическая фирма «Двитекс». Все права защищены.
Оплата услуг онлайн:
Наверх
Напишите нам, мы online!