Неожиданно к рассмотрению Госдумой во втором чтении в законопроект № 498549-8, были внесены поправки, существенно меняющие нормы Закона № 214-ФЗ. Законопроект был принят Госдумой во втором и третьем чтении всего за 6 дней. При этом изначально проект закона предусматривал поправки в Жилищный кодекс РФ относительно прав лиц, отказавшихся от приватизации.
В настоящее время законопроект еще не принят окончательно - ему предстоит пройти рассмотрение в Совете Федерации, процедуру подписания Президентом РФ и опубликования, однако, как показывает опыт, шансы на вступление в силу новых правил для дольщиков очень высоки. Рассказываем, что изменится для дольщиков после принятия законопроекта № 498549-8.
Последнее ограничение прав дольщиков вызывает множество вопросов правового и экономического характера. В частности, лимит в 3 % от цены ДДУ никоим образом не обоснован стоимостью отделочных работ, иных строительных работ и материалов, в отношении которых действует ограничение, не соответствует рыночным ценам на строительные работы и материалы, которые требуются для выполнения работ в квартире, и нарушает принцип полного возмещения причиненных нарушением убытков (ст. 15 ГК РФ).
Сравните цену на квартиру в новостройке с отделкой и без. Разница в цене составляет почти 35 % (разница в стоимости кв.м. 122 913 руб.), а не 3 % от цены ДДУ. При этом лимит в 3 % от цены действует на взыскание не только по отделке, но и по окнам, дверям, сантехнике.
Квартира с отделкой | Квартира без отделки |
---|---|
Таким образом, на наш взгляд, безусловное ограничение суммы взыскания с застройщика за недостатки качества никак не стимулирует застройщика исполнять свои обязательства по договору. Более того, лимит в 3 % от цены ДДУ, наоборот, делает для застройщика неисполнение обязательств по договору экономически более выгодным. Фактически такое ограничение ответственности застройщика за качество новостройки дает ему возможность в принципе не выполнять в новостройке отделочные и другие внутренние работы, заплатив только компенсацию в 3 % от цены ДДУ (от нерыночной цены объекта, так как правило распространяется на ДДУ, заключенные до 01 января 2025 года). При этом, если застройщик не выполнит свои обязательства по договору, отделочные работы и материалы дольщик будет приобретать по рыночным ценам 2025 года. Более того, распространение новых правил на ДДУ, заключенные до 01.01.2025 года, существенно меняет для дольщиков условия, так как при заключении договора они рассчитывали на иное нормативное регулирование обязательств застройщика.
Еще один важный вопрос, который возникает при чтении законопроекта, - это вопрос толкования положения о применении ограничения в 3 % от цены ДДУ к договорам, заключенным до 01.01.2025 года, "в части прав и обязанностей, которые возникнут после 1 января 2025 года". На наш взгляд, обязанность застройщика по передаче объекта долевого строительства, соответствующего требованиям по качеству, возникает у него в срок, установленный договором. А соответственно новые ограничения не должны применяться к квартирам, переданным дольщикам до 01.01.2025 года, а также к ДДУ со сроком передачи до 01.01.2025 года. Однако на практике, скорее всего, данная норма будет толковаться судами по-разному. Не исключено толкование момента возникновения прав с даты составления акта осмотра / истечения срока для устранения дефектов / предъявления претензии застройщику и т.д. Мы, со своей стороны, приложим максимум усилий для толкования данной нормы в пользу наших доверителей. Вместе с тем, рекомендуем, дольщикам, принявшим квартиры с дефектами, и тем, у кого предстоит приемка в этом году, направить застройщику письменное требование по качеству.
Мы ранее уже писали о том, что застройщики все чаще в ДДУ указывают о применении своих стандартов отделки и приводили примеры, насколько существенно стандарты застройщика снижают требования к качеству по сравнению со строительными нормами. Теперь это будет разрешено законодательно. Минстрой должен опубликовать минимальные требования к стандартам качества отделки. Ожидаем, что требования Минстроя к стандартам застройщиков будут действительно минимальными.
Поэтому, если вы планируете покупку новостройки в 2025 году, рекомендуем обратить внимание на условия ДДУ и стандарты отделки от застройщика.
Важный вывод, который нужно сделать из законопроекта: Законодательство о долевом строительстве постоянно меняется и не в пользу дольщиков. Поэтому рекомендуем не затягивать с предъявлением застройщику требований по качеству квартиры в новостройке. Узнать актуальную судебную практику и получить консультацию юриста по спору с застройщиком можно у нас, обратившись любым из указанных здесь способов.
Также хотели обратить внимание на то, что новые ограничения применяются только в отношении договоров участия в долевом строительстве, так как отношения, возникающих на их основании, регулируются Законом № 214-ФЗ. На отношения застройщика и покупателя квартиры в новостройке по договору купли-продажи ограничения, вступившие в силу 01 сентября 2024 года и внесенные законопроектом, не распространяются. Об особенностях предъявления застройщику претензий по качеству квартиры в новостройке, приобретенной по договору купли-продажи, читайте в статье нашего юриста.