Публикуем восемь разъяснений, которые дал Пленум ВС в постановлении от 09.07.2019 № 25.
Пункт 1: по каким нормам обжаловать акты по гражданским и административным делам. Со дня начала действия новых судов акты по гражданским и административным делам нужно обжаловать в соответствии с ГПК и КАС в редакции федерального закона от 28.11.2018 года № 451-ФЗ. Постановления по делам об административных нарушениях, которые вступили в силу, необходимо обжаловать по КОАП в редакции этого же закона. Такое правило касается и решений, которые вынесли по результатам жалоб, протестов, а также определений, препятствующих движению дела об административных нарушениях.
Пункт 2: как будут рассматривать жалобы. Кассационные, апелляционные и частные жалобы и представления, поданные до начала деятельности новых судов, будут рассматриваться по правилам глав 39, 41, ГПК и 34, 35 КАС. Ориентироваться будут на редакцию этих норм, которая действовала до того, как начали работать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции.
Если до того, как суды жалобу рассмотрели, но после начала деятельности новых судов, другой участник дела подаст свою жалобу, законные интересы которого нарушены, ее рассмотрят в суде, в который обратился первый участник.
Апелляционные, частные жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, гарнизонными военными, со дня начала деятельности новых судов будут рассматривать также районные, областные и равные им, окружные и военные суды в качестве апелляционной инстанции.
Пункт 3: в какой срок подавать жалобу. Кассационную жалобу, представление на судебные акты, которые вступили в силу до того, как начали работать кассационные суды общей юрисдикции, надо подавать в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок.
Пункт 4: куда подавать заявление о восстановлении срока на подачу жалобы.
Суд первой инстанции со дня начала деятельности новых судов должен рассмотреть по правилам статьи 112 ГПК заявление о восстановлении срока на подачу жалобу. Правило действует для случаев, когда такое заявление подали в первую инстанцию в установленном порядке до начала работы новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а суд его не рассмотрел.
Пункт 5: когда жаловаться в Коллегию ВС. Лица, чьи права и интересы нарушены, реализовавшие право подачи кассационной жалобы в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного военного суда, и получившие отказ в удовлетворении со дня начала действия новых судов, подают жалобу или представление в Коллегию ВС. Срок на подачу—шесть месяцев. Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, с началом деятельности кассационных судов, не меняется.
Пункт 6: какие документы представлять при подаче кассационной жалобы. При подаче жалобы или представления на определение суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции нужно направить (по аналогии с порядком из ч. 1 ст. 319 КАС) :
Если нужно, то суд кассационной инстанции может потребовать дополнительные материалы или дело в целом.
Пункт 7: кто рассматривает жалобы на судебные акты по административным делам. Кассационные суды общей юрисдикции и ВС рассматривают жалобы на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. Это правило действует после начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. При этом полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения и других судов сохраняются. Они могут рассматривать жалобы на вступившие в силу постановления и решения по делам об административном правонарушении, которые вынесены по результатам рассмотрения жалоб, поданных в эти суды до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Пункт 8: когда вступает в силу решение, препятствующее развитию дела. Суд при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по административному делу, может вынести определение, которое способно препятствовать развитию дела. Например, определение об отклонении ходатайства восстановить срок обжалования. Такое определение вступает в силу в порядке, аналогичном тому, по которому вступает в силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста.