Законодательно не установлено, какие действия необходимо совершить компании для проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Существует множество рекомендаций относительно того, какие документы необходимо запросить у контрагента в подтверждение его добросовестности.
Вместе с тем, анализ практики по налоговым спорам позволяет сделать вывод о том, что главной целью для компании является доказывание факта реальности сделки с контрагентом. Налоговый орган, в первую очередь, обращает внимание на невозможность осуществления сделки в связи с отсутствием у контрагента работников, недостоверности сведений о месте нахождения контрагента, отсутствия помещений для складирования и хранения продукции, отсутствие транспортных средств, наличием “массового” учредителя или ген. директора у контрагента и др.
При таких обстоятельствах, наиболее важными документами, которые могли бы свидетельствовать о добросовестности контрагента, помимо учредительных документов, являются
договор аренды (субаренды), либо выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на офисное помещение по месту нахождения контрагента;
договор аренды (субаренды), либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на складские помещения, производственные помещения (в случае, если речь идет о поставке продукции);
договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг, либо договоров аренды транспортных средств, либо документов о праве собственности организации на транспортные средства (в случае, если речь идет о поставке продукции);
договоры на аренду (субаренду) спец. техники, либо документы, подтверждающие право собственности на спец. технику (в случае выполнения работ);
договоры с поставщиками (производителями) продукции, материалов;
справка о численности работников;
налоговая отчетность с отметкой налогового органа на последнюю отчетную дату;
бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.
Анализ данных документов может существенно помочь компании при оценке потенциальных рисков при работе с контрагентом. Кроме того, наличие указанных документов в распоряжении компании может существенно помочь в случае оспаривания претензий со стороны налоговых органов.